Официальный сайт лицея 393 Санкт-Петербурга - Проектируем вместе на уроках программирования
Перейти к версии для слабовидящих     Изменить шрифт:   CTRL+  CTRL-
Главная страница Новости, анонсы Лицей вчера,
сегодня, завтра
Реализация проекта в рамках грантовой поддержки Обучение с применением ДОТ, смешанное обучение Медиацентр «3-9-3» Фотоальбом Лицейский вестник Инновации Конференции, семинары Итоговая аттестация Воспитательная работа Отделение дополнительного образования детей ГТО Психолог, служба медиации Профориентация Наставничество Профилактика негативных явлений Безопасность Информационная безопасность Полезные ссылки Противодействие коррупции Вакансии Отзывы
 

Проектируем вместе на уроках программирования и алгоритмизации


Лебедева Е.В., Зеленина С.Б.

В настоящее время метод проектов находит широкое применение в образовательных учреждениях нашей страны. Различным аспектам его использования посвящено большое количество методической литературы и интернет-источников. Много написано и об использовании этого метода на уроках информатики и ИКТ. Можно ли сказать об этом что-то новое? Нам кажется, что можно.

Говоря о применении метода проектов на уроках информатики, обычно имеют в виду использование таких информационных технологий, как создание презентаций, поиск в интернет, работа с текстовыми редакторами и электронными таблицами и т.п.

Нами разработан учебно-методический комплекс, описывающий применение метода проектов при изучении программирования и алгоритмизации — тех тем, которые обычно представляют наибольшую трудность при изучении информатики и ИКТ, а также при сдаче ЕГЭ. И именно при изучении этих тем метод проектов наиболее эффективен, но разработки его применения нам не известны.

Проект по программированию — это компьютерная программа, самостоятельно написанная учениками индивидуально или в группе, решающая какую-либо прикладную задачу: игровую, учебную, бытовую, сформулированную самими учениками.

Защита проекта — обязательная заключительная часть работы над проектом. Предполагает публичную демонстрацию устойчивой работы программы, доказательство ее практической значимости, оценку ребенком своих достижений и перспектив самосовершенствования. Включает в себя представление сопроводительной документации и ответы на вопросы аудитории.

В ходе работы над проектом учащиеся ведут дневник работы над проектом, в котором фиксируют тему проекта, его назначение и ожидаемый результат, план работы над проектом, поэтапные результаты его реализации, а также знания, умения и навыки, которые они приобрели.

Применение метода проектов на уроках программирования и алгоритмизации описано в учебно-методическом комплексе, который включает в себя:

  • программу семинаров для учителей «Проектный метод обучения», позволяющую в сжатые сроки обучить педагогов использованию метода проектов в своей профессиональной деятельности.
  • пособие для учащихся и учителей «Проект по программированию. Методические материалы», содержащее основные требования к проекту, сроки его выполнения, критерии оценивания, рекомендации по выполнению и защите, фрагменты реального проекта и примеры алгоритмов, которые могут пригодиться учащимся. Данное пособие может быть полезно и учителям, и родителям, желающим оказать помощь учащимся.
  • пособие для учащихся и учителей «Программирование на языке паскаль», призванное оказать помощь в самостоятельном изучении языка программирования учениками. Оно может быть полезным в случае, если отдельные разделы курса программирования не изучались на уроках, но необходимы для создания программы (работа со строками, массивами и т.п.)

Отличительной особенностью пособий, входящих в состав учебно-методического комплекса, является то, что они могут быть использованы как учителями, так и учащимися.

Целесообразность применения метода проектов на уроках программирования и алгоритмизации объясняется тем, что создавая собственный проект, ученик попадает в ситуацию, принципиально отличающуюся от обычной на уроках программирования, когда учитель формулирует типовую задачу и объясняет стандартные пути ее решения.

Важно, что временные рамки урока не позволяют решать сложные объемные задачи, поэтому в лучшем случае ученики пишут несколько десятков строк, не всегда имея возможность и мотивацию доделать программу до конца, полностью отладить и протестировать ее.

Создавая проект по программированию, ученик самостоятельно выбирает тему, наиболее интересную и близкую ему, а в процессе ее реализации испытывает потребность в использовании различных инструментов языка программирования, что мотивирует его изучать предмет более глубоко.

Таким образом, данный учебно-методический комплекс решает задачи, поставленные в государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения: создает у учащихся внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельному конструированию своего знания.

В отличие от репродуктивного или «знаниевого» подхода использование проектного метода ориентировано не на усвоение знаний, умений и навыков, а на формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» отмечено, что «требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни».

Использование метода проектов при изучении программирования и создает условия, необходимые для формирования у учащихся:

  • учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования;
  • умений применять на практике знания основ программирования путем создания программ, путь небольших, несложных, но приносящих реальную пользу окружающим — одноклассникам, учителям, младшим школьникам.

В процессе работы над проектом ребенок учится ставить для себя цель, планировать работу по ее достижению, самостоятельно овладевать знаниями, применять их на практике, доводить дело до конца, представлять результаты своего труда, оценивать свои достижения, учиться на своих ошибках. Для учителя проект по программированию — это возможность заинтересовать детей этим наиболее сложным разделом курса информатики и ИКТ, создать мотивацию к обучению и самообучению.

За обычный урок ученик может написать несколько десятков строк программного кода. Реальные проекты гораздо более объемные, но только работая над такими проектами, ученик может создать программу, имеющую практическое значение, нужную пользователям. Таким образом, только работа над проектом позволяет сформировать умения применять на практике знания основ программирования и алгоритмизации.

Для школы в целом учебные проекты — это прекрасная возможность

  • выявить талантливых учеников, которые могут проявить себя на различных конкурсах, фестивалях и конференциях;
  • укрепить связи с социумом, приглашая на защиту проектов в качестве экспертов родителей, выпускников, представителей высших учебных заведений;
  • организовать межпредметные взаимодействия учителей программирования с учителями-предметниками. Так, например, учащиеся могут работать над тестирующей или обучающей программой по какому-либо предмету, консультируясь с учителем предметником по поводу содержательного наполнения теста, а с учителем информатики — по поводу трудностей с программной реализацией.

Использование метода проектов на уроках программирования и алгоритмизации в ГОУ Лицей № 393 в течение трех лет позволило достигнуть следующих результатов:

  • повысить уровень обученности по предмету информатика и ИКТ: выпускники лицея последние 3 года показывали высокие результаты сдачи ЕГЭ по информатике (в 2009 г. средний балл 48 учеников, выбравших этот экзамен, был равен 77 при 57 в среднем по городу). Кроме того, количество победителей районной олимпиады по программированию выросло в 4 раза, появились победители городских олимпиад по программированию;
  • создать мотивацию к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности: учащиеся лицея стали дипломантами различных городских и районных научно-практических конференций, победителями конкурсов компьютерных работ, постоянными участниками Фестиваля исследовательских работ Кировского района;
  • пополнить программное обеспечение учебно-воспитательного процесса: компьютерные программы, созданные учениками лицея, используются в учебном процессе (тестирующие программы по разным предметам) и воспитательном процессе (так, например, в рамках Недели истории регулярно проводится компьютерная викторина для пятиклассников по истории Древнего мира, созданная девятиклассниками).

Созданием УМК, описывающего применение метода проектов на уроках программирования и алгоритмизации, и распространением опыта Лицей № 393 завершает свою работу в статусе опытно-экспериментальной площадки. Но, являясь победителем конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНПО «Образование», школой с углубленным изучением математики (более 40 лет) и информатики (более 10 лет), Лицей, несомненно, продолжит свою инновационную деятельность.

Полезные ссылки