Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб - Эйхен Елена Робертовна
Главная arrow Информация о центре arrow Структура центра arrow Эйхен Елена Робертовна

 

 
Advertisement

Эйхен Елена Робертовна

Эйхен Елена Робертовна

Педагог-психолог

ГБУ ДО ЦППС Кировского района

 

 

 

 

 

1. Психологическое консультирование.

2. Психологическая диагностика.

3. Групповая и индивидуальная работа по программам:

«Я стану лучше»

«Мы – сто тысяч Я»

4. Профориентация (групповая и индивидуальная работа).

«Мне это по плечу»»

5. Лекционно-просветительская деятельность (родительские собрания, посвященные возрастным особенностям, лекции).

 

С 2009 года Единый Государственный Экзамен является обязательным для сдачи всеми выпускниками. Результаты ЕГЭ принимаются всеми вузами на территории РФ.
Новая форма экзамена все еще воспринимается как чужеродный феномен в образовательной системе. Подобные установки сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом.
Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным и с то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

Помните основные принципы психологической поддержки, особенно важной в период подготовки к экзамену.
• Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением, состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах).
• Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.
• Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки.
• Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно. Расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.
• Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом.
• Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит ваш ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом не злоупотребляйте сладостями и мучным).
• Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его на ребенка.
Будет полезно, если вы примете мысль, что в случае неуспеха жизнь ребенка не закончится и вы его любить не перестанете.

Успехов Вам в достижении желанных целей!

 

Практические рекомендации учителю по работе с детьми с СДВГ.

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

В качестве его наиболее вероятной причины была признана минимальная мозговая дисфункция (ММД). В отечественной науке гиперкинетический синдром обычно рассматривается шире, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это связано с тем, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Актуальность темы в том, что данная патология представляет серьезную социальную проблему. У детей с СДВГ имеются как специфические трудно­сти обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение.

Как можно помочь детям с СДВГ?

В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка взрослыми.

Невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.

Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

· Изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

· Работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски.

· Оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

· Измените режим урока с включением физкультминуток.

· Разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса.

· Предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения.

· Направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

· Введите знаковую систему оценивания.

· Чаще хвалите ребенка.

· Расписание уроков должно быть постоянным.

· Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

· Вводите проблемное обучение.

· Используйте на уроке элементы игры и соревнования.

· Давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка.

· Большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое.

· Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний

· Научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных.

· Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные.

· Стройте процесс обучения на положительных эмоциях.

· Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

· Способствуйте уменьшению агрессии.

· Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

· Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

· Объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы.

· Объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Для того чтобы лучше удерживать гиперактивного ученика в процессе выполнения заданий на уроке, учитель может воспользоваться некоторыми простыми приемами. Если ребенок проявляет невнимательность, то для учителя может оказаться достаточным поближе подойти к парте этого ученика. Обращений к нему через весь класс нужно избегать. Достичь желаемого результата можно, легко дотронувшись до плеча ребенка или с помощью специального жеста, при этом четко повторяя задание. Некоторые педагоги договариваются с невнимательными учениками о специальных, известных только им двоим "секретных знаках", которые учитель использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.'

Хороший эффект дает похвала гиперактивного ребенка при быстром и успешном выполнении задании. Однако если он возится слишком долго и отвлекается, то можно, ничего ему не говоря, похвалить его ближайших соседей. Услышав, как хвалят других детей, ребенок с дефицитом внимания обычно возвращается к выполнению задания. Если этого не происходит, то учителю стоит сказать, что для успешного выполнения задания нужно как следует сосредоточиться (подчеркнув тем самым, какое поведение является в данный момент наиболее уместным), не называя при этом имени непослушного ученика.

Учителю важно проявлять терпимость к особенностям поведению ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. Никогда не следует говорить ребенку в присутствии одноклассников о том, что он слишком много двигается, и по этой причине выставлять его перед всеми в качестве примера плохого поведения. Тем более за гиперактивное поведение нельзя наказывать. Чтобы удерживать проявления гиперактивности под разумным контролем, можно использовать специальные физические упражнения, которые выполняются детьми сидя за партой, или разрешать гиперактивному ребенку вставать из-за парты и недолго походить по классу в той его части, где на него не будут обращать внимания другие ученики.

Для достижения оптимальных результатов в обучении ученика с дефицитом внимания и гиперактивностью педагогу необходимо поддерживать тесные контакты как с самим ребенком, так и с его родителями. Если родители еще не разобрались в причинах имеющихся у ребенка трудностей, то учителю следует самому сделать первый шаг, тактично поговорить с родителями об особенностях поведения их ребенка и посоветовать проконсультироваться у специалиста (психолога или врача). Этот разговор должен быть своевременным, и его не стоит откладывать до тех пор, пока у ребенка не проявится значительное отставание в учебе от сверстников. В то же время учитель не должен ставить ребенку диагноз - это дело специалистов, тем более что в некоторых случаях диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью бывает достаточно сложной, требует времени и проведения дополнительных обследований с целью исключения целого круга состояний, которые могут иметь с этим синдромом лишь внешнее сходство. В ходе коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью учителю полезно обсуждать с родителями успехи ребенка, вновь возникающие проблемы, а также эффективные приемы, помогающие в индивидуальной работе с ним.

Таким образом, для того чтобы помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью была результативной, учителю необходимо работать вместе с родителями и специалистами. При этом для хорошего педагога нет нужды проходить какую-то специальную подготовку по обучению гиперактивных детей. Работа с любым учеником должна носить индивидуальный характер, тем более если у ребенка имеются трудности школьной адаптации. На учителе лежит особая ответственность, поскольку именно от него зависит формирование у ребенка самооценки, определенного отношения к собственным достижениям: будет ли он, становясь старше, верить в собственные силы или станет считать себя вечным неудачником.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

 

 

 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб © 2020

Полезные ссылки