Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб - Как развивается речь ребенка (шестой год жизни).
Главная arrow Родителям arrow Логопедическая помощь arrow Как развивается речь ребенка (шестой год жизни).

 

 
Advertisement

Как развивается речь ребенка (шестой год жизни).

Как развивается речь ребенка (шестой год жизни).

       На шестом году детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух такие группы звуков: с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с (сь)-щ, л-р, продолжают совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки (т.е. произносить звуки протяжно). Таким образом, ребенок упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков и одновременно укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года направлены также на совершенствование фонематического восприятия: умения слышать и различать определенные звуки, подбирать слова и т. д. Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков разучивают стихи, чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Некоторые стихи, потешки, считалки, загадки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз. Они служат также для развития голосового аппарата (умения правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).

В работе с детьми шестого года важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Так, полезно давать детям задания на установление смысловых неточностей («Это правда или нет?»).

Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с ребенком. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых навыков фонематического анализа, например, ребенку предлагают найти на картинке среди разных предметов те, в названиях которых есть заданные звуки. При этом ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделять голосом.

Надо учить ребенка использовать интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело, грустно или торжественно; быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослого при чтении ребёнку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передавать текст выразительно, в нужном темпе.

Для лучшего усвоения родного языка, для расширения словарного запаса речи, для уточнения знаний об окружающем мире мы рекомендуем поиграть в устные словарные игры.

 

 
Игра «Кто подберет больше слов»
  • Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
  • Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
  • Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
  • Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
  • Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
  • Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
  • Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

 

Игра «Почемучкины вопросы»

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
  5. Почему летом жарко?
  6. Почему медведь зимой спит?
  7. Почему заяц зимой белый?
  8. Почему дома нельзя играть с мячом?
  9. Почему из трубы идёт дым?
  10. Почему в доме делают окна?
  11. Почему листья на деревьях появляются весной?
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб © 2020

Полезные ссылки