Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб - Муханова Валентина Анатольевна
Главная arrow Информация о центре arrow Структура центра arrow Муханова Валентина Анатольевна

 

 
Advertisement

Муханова Валентина Анатольевна Версия для печати

 

Муханова Валентина Анатольевна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

ГБУ ДО ЦППС Кировского района

 

 

Направление работы

1. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка с 3 до 18 лет

2. Семейное консультирование

• кризис трехлеток;

• подростковый возраст;

• развод;

• страхи, ложь, воровство;

• семья, находящаяся в ТЖС;

• в семье растет талантливый ребенок.

3. Диагностическое обследование (от 3 до 18 лет)

4. Групповая и индивидуальная работа

5. Лекционно-просвятительская деятельность

6. Профориентация

7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его родитлей, находившихся в трудной жизненной ситуации

8. Работа по учебной программе:

• Учебная программа: "Здравствуй, школа!"

Цель: психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школе.

• Учебная программа: "Развитие познавательных процессов"

Цель: развитие познавательных процессов младших школьников

• Учебная программа: «Семейная гармония. Навстречу друг другу»

Цель: обучение системе гармоничных взаимоотношений взрослых и детей, основанной на равенстве прав и ответственности двух сторон с использованием потенциала семьи

• Учебная программа: «Семейная гармония. Навстречу друг другу. Семейный лад. Часть 2»

Цель: оказание психолого-педагогической помощи детям и родителям при нарушениях адаптации к социальной среде, используя потенциальные возможности семьи»

 

Памятка родителям о воспитании детей

 

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

• Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

• Принимайте ребенка таким, как он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

• Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

• Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

• Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

• Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

• Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

• Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

• Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

• Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно Вы.

 

Мутизм

Почему ребенок молчит?

Информация и советы для родителей детей с мутизмом

Рекомендации родителям и не только (по работе с детьми)

Рекомендации родителям и не только (по работе с детьми). Часть 2.

Психологические особенности пятиклассников

 

 

Рекомендации для родителей трехлетнего ребенка

Кризис трехлетнего возраста имеет характерные признаки, которые не дадут спутать его просто с плохим поведением. Перечислим их.
Признаки кризиса трехлетнего возраста
Упрямство. Ребенок упрямится по любому самому незначительному поводу. Причем дело не в том, что ему непременно что-то нужно, просто он так решил и отступать не собирается. Только не путайте упрямство с настойчивостью, о которой можно говорить, когда малыш действительно чего-то хочет.
Грубость и агрессия. В худшем случае кроха обижает маму и папу, хотя в душе и не хочет этого, но позицию-то свою доказать нужно! Но чаще страдают его любимые ранее игрушки, книжки, мультфильмы. Зачастую добавляются драки в песочнице. Если до этого дошло, рекомендуем почитать, как отучить ребенка драться.
Не хочу, не буду…Кроха может отказываться от выполнения привычных ежедневных дел: чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. При этом он будет делать все только по-своему и никакие уговоры на него не действует.
Отрицательное отношение к взрослым. Еще одно проявление кризиса трехлетнего возраста – это неприятие того, что говорят взрослые. То есть ребенок отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили. Причем отвергаться может даже то, что малышу нравится.
Я сам! Любой вопрос или предложение помощи заканчивается словами «Я сам!». С этого момента он хочет все делать и решать сам, без помощи мамы и папы. Хотя тут может сказываться и чрезмерная опека родителей, мешающая развитию самостоятельности.
Деспотичность. Если кризис трехлетнего возраста случается у ребенка, который воспитывается один в семье или у него большая разница в возрасте с братиком или сестричкой, он старается над всеми утвердить свою власть. Всячески пытается навязать свои правила, указывает кто, что и когда должен делать. Если же это не единственный ребенок или разница небольшая, может сильно обостриться ревность.
Протест. Если взрослые не разделяют взгляды ребенка и не поддерживают его, может начаться самый настоящий протест. В таком случае вам пригодятся советы из статьи: как реагировать на истерики.
Гордость. В период кризиса дети сильно переживают успехи и неудачи. И если, получается, добиться успеха в каком-то деле, их одолевает чувство гордости.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка
Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Через это проходят все дети.
А как с этим бороться читайте ниже.
1. Поощряйте самостоятельность
Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.
2. Проявляйте спокойствие
Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.
3. Наказание должно быть справедливым
Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.
4. Предоставьте право выбора
Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.
5. Анализируйте ситуации
Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.
И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

 

Психолог рекомендует

Развиваем самоконтроль.
(коррекция поведения младших школьников)

Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного поведения к опосредствованному, т.е. к поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии, с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, которая, становясь для ребенка обязательной, определяет необходимость соблюдения целого ряда норм и правил, требует быть организованным, дисциплинированным и т.д.

Однако поступление ребенка в школу само по себе не обеспечивает появления этих качеств, объективно необходимых для учащихся и настойчиво требуемых учителями и родителями.

Они нуждаются в специальной организации

И здесь возникает противоречие: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано в условиях новой социальной ситуации развития. "Ни один учитель никогда не потребует от школьника решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил, - писала Л.И. Божович. - Но взрослые требуют от младшего школьника организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки".

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С. Выготский).

Они нуждаются в наличие сильного мотива

Ставя перед ребенком определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.), необходимо учитывать содержание мотивов, являющихся для него "реально действующими". Только такие мотивы способны придать действиям ребенка личностный смысл и побудить его к лучшему выполнению требований взрослого, которые в этом случае будут совпадать с собственными потребностями ребенка. Таким образом, задаваемая цель должна быть включена в тот мотивационный контекст, который наиболее значим для данного ребенка. При этом необходимо учитывать особенности содержания мотивационной сферы, которые сложились в индивидуальном опыте каждого школьника. Например, "нужно каждый день готовить уроки", чтобы оставаться лучшим учеником в классе, чтобы отпускали гулять на улицу, чтобы не исключили из спортивной секции, чтобы не получать двоек и дождаться, наконец, чтобы купили собаку (или велосипед), и др.

Главное здесь - определить область мотивов, "реально действующих" для данного ребенка. Выяснить это важно не только для эффективной организации его деятельности, но и для того, чтобы при необходимости вводить новые мотивы, создавая условия для превращения "только понимаемых" мотивов в "реально действующие".

Иллюстрацией может служить случай, когда ребенок сначала делает уроки ради возможности пойти поиграть, а затем, по прошествии некоторого времени, начинает, самостоятельно, без принуждения выполнять домашние задания, потому что теперь ему понравилось получать хорошие отметки.

Старайтесь избегать ограничительной цели

Однообразная и неинтересная работа через некоторое время выполнения задания у детей естественным образом наступает "психическое насыщение" и в итоге они, кто раньше, кто чуть позже, отказываются от дальнейшей работы.

Ставя перед ребенком определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.), необходимо учитывать содержание мотивов, являющихся для него "реально действующими". Только такие мотивы способны придать действиям ребенка личностный смысл и побудить его к лучшему выполнению требований взрослого, которые в этом случае будут совпадать с собственными потребностями ребенка. Помнить о присутствии и наличии сильного мотива.

Таким образом, в младшем школьном возрасте у ребенка формируется умение "не только руководствоваться целями, которые перед ним ставит взрослый, но и умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность" (Л.И. Божович, 1968, с.273). Именно такое умение является основным для развития произвольности.

Расчленение сложной формы поведения на небольшие действия. Если объем намечаемой работы слишком велик, то даже правильно введенная ограничительная цель не оказывает влияния на деятельность ребенка: он работает так, как будто никакой специальной цели перед ним поставлено не было и его деятельность вскоре распадается. Это означает, что общая цель, даже если она исходно принимается ребенком положительно, должна быть конкретизирована в частных целях, достижение каждой из которых является более реальным и доступным. Это относится и к организации сложных форм поведения.

Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими, а конкретными.

Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Если, например, необходимо организовать дисциплинированное поведение ученика на уроке, можно с учетом индивидуальных особенностей поведения обозначить такие задачи: ничего не говорить учителю сразу при получении плохой отметки, а спросить об этом после уроков; не отвечать на уроке товарищу, даже если он заговорит первый, не выкрикивать, а поднимать руку, и др.; - конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком). Этот прием оказывается значительно более эффективным, чем замечания ребенку во время уроков, когда он уже начал вести себя плохо; - необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока). Такой метод использовать родителям дома при подготовке домашних уроков. По мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постепенно увеличивается; - обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - родителем намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку своих успехов).

 

«Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

Младшие школьники «группы риска»

(информация для родителей)

Если в вашей семье ребенок имеет синдром дефицита внимания, родителям необходимо:

1. Придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий.
2. Помнить, что улучшение состояния ребенка "зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
3. В воспитании ребенка избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
4. Знать, что частое изменение указаний и колебания их настроения оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей".
5. Знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Помнить:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя".
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем родителями с помощью перечисленных мер.

Рекомендации для родителей "Причины непослушания ребенка и реакция родителей" , "Почему ребенок дерется"

 

 

Последнее обновление ( 11.12.2017 )
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Официальный сайт ЦППС Кировского района г. СПб © 2020

Полезные ссылки