Официальный сайт детского дома №1 - Инновации

Официальный сайт детского дома №1

 
Главная arrow Инновации
Инновации


План ОЭР на 2015-2016 г.

План ОЭР на 2015-2016 г.

Последнее обновление ( 20.06.2016 )
 
Материалы проектов опубликованы на сайте http://www.mimio-edu.ru/projects

 

Проекты мимио в России

Свидетельство о регистрацииСМИ
ЭЛ № ФС 77 - 63784 от 27.11.2015

Центр повышения квалификации

"Образовательные технологии"edu.obrtech.ru.

Безопасное общение с незнакомыми людьми

1

Безопасность зимой

2

3

Безопасное общение с животными

4

Презентации

5

5

5

5

5

 

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:  МОЙ ОПЫТ 

 

Департамент образования города Москвы

 

Московский городской педагогический университет

Институт специального образования и комплексной реабилитации

 

Учебно-методический центр «Добрый мир» (Москва)

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:

МОЙ ОПЫТ

 

Сборник материалов заочной

научно-практической конференции

с международным участием 

 

 

Москва, 15 октября 2014 года

 

 

 

 

 

 

 

           

Е.В. Мусатова, Е.Б. Мичри

СПб ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района», Санкт-Петербург (Россия)

 

СПЕЦИФИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

        В «Центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района» создаются определенные позитивные условия детской двигательной деятельности. Рассмотрим их. Важно, чтобы полученные двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по приобщению к физической культуре широко использовались ими в повседневной жизни и способствовали сохранению и укреплению здоровья. Создание условий для полноценной, позитивной двигательной деятельности часто болеющих детей в центре способствует формированию здорового образа жизни, закаливанию организма, укреплению здоровья, профилактике имеющихся заболеваний, развитию уверенности в своих силах, повышению самооценки, формированию основных двигательных умений и навыков. Кроме этого повышаются функциональные возможности детского организма, развиваются физические качества и способности к разным занятиям физическими упражнениями.

Воспитывая часто болеющего ребенка, занимаясь его развитием, педагоги центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходят из того, что:

·        работоспособность данной группы детей имеет свои особенности - она низкая и неустойчивая, в связи с этим необходимо тщательно корректировать нагрузку предстоящей двигательной деятельности;

·        признаки утомления у часто болеющих детей (ЧБД) наступают быстрее, чем у здоровых детей, поэтому педагог обязан не пропустить момент наступления утомления, чтобы избежать физической перегрузки;

·        нельзя сравнивать достижения выполнения двигательных действий часто болеющим ребенком с другими детьми;

·        необходимо быть гибкими в своих решениях, действиях, постоянно следить за состоянием здоровья детей, предъявляя оптимальные требования к результату двигательной деятельности в конкретное время;

·        нельзя требовать от ЧБД того, что они не смогут выполнить, а нужно рассчитывать их силы;

·        необходимо обеспечить им закаливающие процедуры (выполнение утренней гимнастики, гигиенических процедур, закаливающих компонентов, коррекционной гимнастики и др.), исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Цель организации работы по направлению «Приобщение к физической культуре»: сохранение и развитие физического и психического здоровья воспитанников центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи работы с воспитанниками центра с ограниченными возможностями здоровья по направлению «Приобщение к физической культуре»:

1. В области телесно-двигательного (физического) развития:

·        формирование сенсомоторных координаций на уровне общей и тонкой моторики средствами физической культуры;

·        развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, координации движений, гибкости, выносливости, силы, чувства равновесия и др.);

·        формирование телесной идентификации и произвольной регуляции средствами физического воспитания;

·        формирование оптимального двигательного стереотипа статики, динамики основных локомоций и манипуляций, психоэмоциональных и музыкально-ритмических способностей, высокосоциализированных движений;

·        укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование рефлекса правильной осанки, коррекция нарушений физического развития ребенка;

·        развитие рефлекса правильной походки;

·        формирование умения выполнять перекрестные движения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, координированной работы правого и левого полушарий головного мозга;

·        стимуляция и развитие кинетической и кинестетической основ движений средствами физического воспитания;

·        развитие ориентации в пространстве - как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве средствами физического воспитания;

·        формирование культуры движений.

Для реализации задач телесно-двигательного (физического) развития в процессе приобщения детей к физической культуре в центре обеспечивается:

1. Сенсомоторное развитие: сенсомоторную стимуляцию; формирование сенсомоторных координаций; развитие координации движений тела в пространстве на уровне крупной, средней и мелкой моторики.

С целью решения этой задачи в процессе работы по направлению «Приобщение к физической культуре» воспитателям рекомендуется следующее:

а. В сентябре провести занятия педагогической диагностики методом наблюдения для определения исходного уровня развития детей при выполнении определенных тестовых заданий.

б. В мае провести повторные занятия педагогической диагностики методом наблюдения для сравнительного анализа результатов в начале и конце учебного года.

в. В течение учебного года осуществлять общеразвивающую и коррекционную работу, направленную на:

Ø формирование основных сенсомоторных координаций:

- зрительномоторной координации - за счет выполнения слежения глазами за перемещающимся в пространстве предметом в разных направлениях;

- слухомоторной координации - в процессе выполнения заданий с музыкальным сопровождением, когда, например, на одну музыкальную мелодию детям предлагается выполнить ползание с продвижением вперед, на вторую мелодию выполнить ходьбу на носках руки на пояс, а на третью мелодию выполнить хлопки в ладоши, стоя на месте. (Эти задания могут быть самыми разнообразными);

- вестибуломоторной координации - за счет выполнения упражнений, требующих сохранения равновесия, стоя на разных поверхностях (по устойчивости, размеру, площади опоры), на полу, на модуле, на балансировочной доске и др., а также при выполнении ходьбы и бега:

·        формирование межполушарного взаимодействия - за счет стимулирования совместной работы правого и левого полушарий головного мозга, что достигается выполнением сложнокоординированных движений, например, таких, как приставные шаги вправо с одновременным отведением левой руки с флажком влево, затем наоборот и др.;

·        отработку первичных движений, «примитивных» рефлексов (ассиметрический шейный тонический, Галанта, сегментированный рефлекс поворота и пр.);

Ø развитие основных двигательных, физических качеств:

- ловкости и координации движений - за счет выполнения различных манипуляций с предметами - мячом, палкой, обручем, скакалкой, лентой и др.;

- гибкости - при выполнении упражнений на растяжку, на увеличение подвижности в суставах (различные наклоны, полушпагаты, мостик из положения лежа и др.);

- выносливости - за счет выполнения продолжительной, малоинтенсивной работы, например, удержание позы «рыбка» на определенный счет;

- силы - при выполнении упражнений с отягощениями (маленькие гантели, набивные мячи и т.д.);

- быстроты - при проведении эстафет, когда проявляется реакция на сигнал; или выполнение прыжков через скакалку - как можно больше за определенный промежуток времени;

целенаправленное формирование рефлекса правильной осанки, укрепление мышечного корсета - за счет выполнения упражнений на растяжение, удержание определенной позы, напряжения и расслабления определенных мышечных групп;

Ø воспитание культуры выполнения движений:

         - за счет: разучивания общеразвивающих упражнений, выполняемых из разных исходных положений; развития и закрепления умения и навыков выполнения различных заданий таких, как основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и метание), упражнения без предметов и с предметами, танцевальные и др. упражнения;

Ø формирование умения и навыков выполнения общеразвивающих упражнений без предметов, с разными предметами и на снарядах из разных исходных положений - это упражнения с мячами разного диаметра, скакалками, с обручем, гимнастической палкой, кеглями, мешочками с песком, лентами, а также на детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке, набивных (сенсорных) мячах, мячах-хопах, балансировочных досках и др.

В ходе реализации образовательной деятельности с детьми по направлению «Приобщение к физической культуре» в центре двигательная активность длительно и часто болеющим детям назначается в таком же объёме, что и  здоровым детям. Однако при этом учитываются их психофизиологические возможности и психологические особенности.

        Непосредственно образовательная деятельность (в том числе коррекционные занятия) с длительно и часто болеющими детьми организуется в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10».

        Специально организованная образовательная деятельность детей со взрослыми по приобщению к физической культуре - это главная форма организованного, систематического обучения длительно и часто болеющих детей двигательным умениям и навыкам.

В центре проводятся мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей средствами физической культуры. Активно используются следующие формы работы.    

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; физкультминутки; физические упражнения после дневного сна; закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями; физкультурные паузы (проводятся во время занятий других направлений; чаще всего, после основной части - перед заключительной); динамические паузы (проводятся в перерывах между занятиями других направлений).

Индивидуальные занятия и дифференцированная работа с учетом специфических особенностей развития часто болеющих воспитанников центра.

Самостоятельная двигательная деятельность ЧБД.

Физкультурные праздники с активным участием ЧБД с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Мини-беседы с ЧБД младшими школьниками.

          Ожидаемые результаты: снижение уровня заболеваемости часто болеющих воспитанников центра; расширение знаний взрослых и детей о понятие  «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья; умение использовать полученные знания для самооздоровления.

 

Р.Н. Генералова, Л.В. Силиванова

ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района», Санкт-Петербург (Россия)

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         В примерном (базисном) учебном плане общего образования (первая ступень) вводится понятие внеучебная деятельность. За счет указанных в учебном базисном плане часов на внеучебные занятия общеобразовательная организация реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, воспитательные программы. Внеучебная деятельность в условиях ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района» имеет свою специфику.

        В центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются следующие направления внеучебной деятельности с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направление, общественно-полезная и проектная деятельность.

        Наиболее успешно эти направления внеучебной деятельности осуществляются в пространственно-развивающей среде, созданной в центре на полифункциональной основе. 

        Рассмотрим возможности использования полифункциональной пространственно-развивающей среды в условиях центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полифункциональная среда – это среда, которая предполагает использование современного модульного оборудования и традиционного игрового, учебного оборудования на основе интеграции его во внеучебной деятельности. Условно это среду в нашем центре можно определить как «сенсорные комнаты» и игровые комплекты «Азбуки безопасности».

         В «Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования» (руководитель группы разработчиков С.В. Климин) обращается внимание на то, что планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т.п. направлений личностного становления в школьном возрасте. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, воспитывающими в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно создать условия, прежде всего, для реализации воспитательного компонента образовательной деятельности. Одним из значимых средств для активизации воспитательной работы с воспитанниками с ОВЗ (школьно-дошкольные группы) является соответствующая пространственно-развивающая среда, в которой могут взаимодействовать дети разного возраста с различными возможностями.

      Обратим внимание на некоторые действенные ориентиры воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

·               осознанное принятие детьми с ОВЗ, воспитывающимися в детском доме, друг друга в пространстве, гармонизирующим отношения детей, создающем семейные условия для их воспитания;

·               осознание детьми с различным уровнем интеллектуального и физического развития ценностей здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей (сверстников, взрослых) в игровом модульном пространстве, приближенном к реальной ситуации окружающего мира;

·               основы коммуникативных и других специальных способностей, формируемых с учетом особенностей жизнедеятельности, условиями воспитания, с учетом особенностей детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в условиях психокоррекционных занятий в специально созданной интерактивной среде – «сенсорных комнатах»;

·               соответствующие особенностям младшего школьного возраста интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.) в процессе взаимодействия в полифункциональной интерактивной среде;

·               основные игровые и учебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания в начальной школе с целью подготовки младшего школьника к образовательной деятельности в основной школе), которые уточняются и закрепляются в процессе проектной деятельности в полифункциональной интерактивной среде – гармоничной среде для взаимодействия детей различного возраста с разными стартовыми возможностями;

·               формируемые в младшем школьном возрасте основы умений толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной предметно-практической, игровой, трудовой, учебной деятельности и другие навыки, умения и знания, имеющие общесоциальное значение. Они осваиваются в естественной жизнедеятельности детей, в ходе учебно-воспитательных мероприятий и т.п.;

·               формируемые в данном возрасте знания, умения и навыки владения различными средствами коммуникации, в том числе и современными - интерактивными.

        Внеурочная деятельность в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектной деятельности. Полифункциональная интерактивная среда позволяет воспитанникам центра в неформальной обстановке взаимодействовать с друг другом, с детьми более младшего возраста – дошкольниками, реализовывать свои возможности, исходя из их индивидуальных особенностей.

       Все направления внеурочной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды с воспитанниками с ОВЗ реализуются на основе ключевых идей: развитие, гармония, комплексность.

       Идея развития предполагает разработку кружковой работы, факультативных занятиях и проектной деятельности через свободную деятельность в комфортной полифункциональной среде разной направленности. Она осуществляется на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых, организаторов и участников проекта, с ребенком в специально структурированной предметно-развивающей среде с использованием детских игровых комплектов «Азбуки безопасности», в условиях «темных и светлых сенсорных комнат».

       Идея гармонии предполагает гармонию ребенка с окружающим миром и собственным «Я». Для этого используются:

·       специально сконструированные темные и светлые сенсорные комнаты для психокоррекционных занятий;

·       детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», объединенные общим названием «Азбуки безопасности» (производитель предприятие «АЛЬМА» - Санкт-Петербург);

·       компьютерные программы, интерактивные панели и видеоматериалы, отвечающие принципам природосообразности, культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.

         Комплексность предполагает воздействия на ребенка посредством занятий, объединенных единой сюжетной линией, которые проводятся с использованием технологий аква-пескотерапии, технологий здоровьесбережения, сказкотерапии и т.п.

         Итак, современную ситуацию в образовании отличают многообразие программ и психолого-педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания образовательной деятельности с учащимися с различным уровнем здоровья. Полифункциональная интерактивная среда не только дополняет предлагаемые инновации, но и отвечает запросам специалистов, осваивающих технологии работы в темной и светлой сенсорной комнате с детьми с ОВЗ в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В центре для реализации задач формирования социальной компетентности детей с ОВЗ во внеурочной деятельности используются специальные занятия в темной сенсорной комнате. Использование темной сенсорной комнаты проводится педагогами (учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями) в рамках внеучебной деятельности по направлению «Научно-познавательное», «Художественно-эстетическое», «Проектная деятельность», а также в рамках психокоррекционной работы, которую проводит педагог-психолог.

Обратим внимание на использование игровых комплектов «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья и гигиены», на которые указывалось выше. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, компактны и удобны в эксплуатации. Кроме того, они многофункциональны и позволяют организовывать в условиях центра интегративные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, включающие разные виды деятельности. На таких занятиях у детей формируются представления об окружающем мире, математические знания, развивается речь и т. п. Играя с «Азбукой дорожного движения», наши воспитанники - дошкольники и младшие школьники исполняют роли транспортных средств, моделируя, таким образом, их движение, проигрывая ситуации двигательной статики и динамики. В результате дети становятся более активными, они учатся соблюдать игровые правила, осваивают разнообразные виды двигательной деятельности, у них развиваются сенсорно-перцептивные и координационные способности. Например, с помощью игрового комплекта «Азбука дорожного движения» дети учатся различать игровые и реальные условия дорожного движения. Это происходит постепенно, но особенно интенсивно в период школьного обучения, поэтому мы активно используем этот комплект не только в занятиях с дошкольниками, но и с младшими школьниками во внеурочной деятельности.

В разработке детского игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены» и методике работы с ним принимали участие и специалисты нашего центра. Игровой комплект позволяет сформировать у детей представления о навыках личной гигиены, о труде медицинских работников, о знаках безопасности, о профилактике здоровья и физическом совершенствовании человека. В играх с «Азбукой здоровья и гигиены» у них развивается внимание, память, мышление, эмоциональная сфера детей, речь, сенсорно-перцептивные и координационные способности. В разнообразных видах двигательной деятельности дети учатся соблюдать игровые правила. Они берут на себя разные игровые роли, моделируя работу медицинских работников, инструкторов по физической культуре, тренеров, тех, кто следит за своим здоровьем, тех, кто заболел.

Детские игровые комплекты Азбука здоровья и гигиены», Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения» многофункциональны и позволяют проводить занятия с детьми, интегрирующие разные виды детской деятельности. Играя с комплектами, дети учатся отделять игровые ситуации от реальных, возникающих во время стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях и т. п.

        Таким образом во внеучебной деятельности с воспитанниками центра реализуется спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направление коррекционно-развивающей работы.

 

Последнее обновление ( 18.04.2016 )
 
Официальный сайт детского дома №1 © 2024
Страница сгенерирована за 0.032379 секунд

Полезные ссылки