Официальный сайт детского дома №1 - Дополнительное образование

Официальный сайт детского дома №1

 
Главная arrow Дополнительное образование
Дополнительное образование
Проект Рассказ В. Осеевой "Плохо"

Автор проекта

Силиванова Лариса Васильевна, руководитель ЭП, учитель-дефектолог

СПБ ГБСУСО « ЦЕНТР №1 Кировского района», 2016г

 

Название проекта: Рассказ В.Осеевой «Плохо»

 

В проекте учитывались требования ФГОС, прежде всего обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребенка, независимо  от  его особенностей.

В проекте учитывались принципы:

·         полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

·         построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

·         возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

·         сотрудничества детей и взрослых;

·         приобщения детей к социокультурным нормам, традициям учреждения, общества и государства;

 

Материалы проекта можно использовать в следующих образовательных областях: познание,

развитие речи.

Проект создан в программе mimio.

Проект рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу с детьми 6-8 лет.

Цель:

Формирование безопасного поведения с животными, нравственное воспитание.

Задачи:

  • Формирование безопасного поведения  с животными.
  • Формирование понимания эмоциональных состояний.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
  • Воспитание умения работать в группе детей, выслушивать друг друга.

 

Как работать с проектом.

 

На каждой странице имеется изображение оранжевого ромба.

Справа для перехода на следующую страницу, слева – на предыдущую страницу.

Ромб в центре возвращает к тексту.

Предполагается чтение рассказа и работа над его содержанием.

 

Закончить работу можно пересказом, но можно ограничиться эмоциональным откликом

детей и выбором ими формы поведения в подобных ситуациях, формируя нормы и правила безопасного, но нравственного поведения.

 

На второй странице приведен полностью оригинальный текст рассказа.

Далее идет иллюстрация действий.

На третьей странице озвучены котенок и собака.

На четвертой странице появляется гневная женщина, собака убегает, за ним – котенок (анимация).

На пятой странице представлены варианты поведения детей в данной ситуации (спрятаться, закричать, бросить палку, сук и т.п., позвать взрослых). Дети выбирают и объясняют свой выбор.

 

В ходе работы над данным текстом мальчики потребовали введение девочек. Поэтому предлагаем вариант, где девочка является действующим лицом.  В тексте слова «два мальчика» изменены на слово «дети».

 
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – СОВРЕМЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Общероссийский общественный благотворительный фонд «РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД» (РДФ)

Санкт-Петербургское городское отделение

 

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО)

 

ООО «ПКФ «АЛЬМА» (Санкт-Петербург)

 

 

 

 

 

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – СОВРЕМЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

 

Сборник материалов

межрегиональнальной научно-практической конференции

с международным участием

 

19-20 ноября 2013 г., Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой

2013


ББК 74.3я432

О 23

 

 

 

Редакционная коллегия: Л.Б. Баряева, Л.Г. Тарита, Н. Н. Яковлева

 

 

 

Рецензент:

канд. пед. наук, доц. И. Н. Лебедева (РГПУ им. А. И. Герцена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции c международным участием. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013. —   с.

ISBN

 

       В сборнике представлены материалы Межрегиональной научно-практической конференции по актуальным аспектам психолого-педагогического сопровождение детей в условиях полифункциональной интерактивной среды (темная и светлая сенсорная комната),  освещаются актуальные вопросы создания специальных условий образования детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, программно-методического обеспечения, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий с использованием полифункционального оборудования предприятия «АЛЬМА» (Санкт-Петербург).

      Сборник адресован специалистам в области, общей и коррекционной педагогики.

ББК 74.3я432

 
 

© Коллектив авторов, 2013

© ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013

 
 

ISBN

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Агаева И.Б. Инновационная полифункциональная среда как средство психофизического развития детей.

Алексеева Т.А., Хмелева Г.И. Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды.

Антропова И.М. Опыт психологической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством занятий в сенсорной комнате.

Асикритова Е.А., Попова В.Н., Прокофьева Е.М. Организация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

          Баряева Н.С. Особенности разработки и изготовления дидактического костюма – инновационного оборудования для детских игр.

          Басаргина Л.В. Коррекционно-консультативная логопедическая работа с детьми и родителями в дистанционной форме.

          Билютина С.Л., Тюветская С.И. Использование темной сенсорной комнаты в условиях школы-интерната для детей, страдающих малыми и затухающими формами туберкулеза.

Великая З.О. Роль темной сенсорной комнаты в развитии незрячих и слабовидящих детей.

Вечканова И. Г., Воронкина К.А., Грызлова Л. Н., Каптилина Т.А. Формы логопедической работы с использованием дидактических костюмов  в условиях интеграции детей с ОВЗ.

Вечканова И.Г., Мичри Е.Б. Игровые технологии формирования представлений о  здоровье и здоровом образе жизни  у школьников с ЗПР – воспитанников детского дома.

Вечканова И.Г., Грызлова Л. Н., Линецкая А.Д., Шемякина С.Д. Полифункциональная среда совместного обучения детей в группах различной направленности

         Генералова Р.Н., Мусатова Е.В., Силиванова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях детского дома.

Долматова  Е.Г. Информационные технологии на логопедических занятиях  в условиях здоровьесберегающей среды.

Жадан Е.А. Полифункциональная интерактивная среда как средство социального развития воспитанников с ОВЗ в доме-интернате.

Журавлева О.Г. Музыкальное воспитание дошкольников в полифункциональной предметно-развивающей среде.

       Карасёва Е.В., Свинцицкая Ю.А. Наш опыт использования полифункционального игрового оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Каргина Е.В., Михайлова О. В. Игра-путешествие – вариативная форма работы в условиях инклюзивного образования.

Кириллова Е.В., Комарова Л.Р. Упражнения с «Игровым комплектом фигур с зеркальным уголком» для развития гнозо-праксиса детей.

        Кондратьева С. Ю. Технологии профилактики дискалькулии у дошкольников  в среде светлой сенсорной комнаты.

      Корельская Н.Г. Коррекция психоэмоционального состояния воспитанников в условиях кабинета релаксации.

          Красникова М.Г. Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты в коррекции коммуникативных проблем у дошкольников.

Лапина В.Ф. Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ.

Максимова О.В. Организация  коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета.

Миккоева Н.В. Организация игр с песком и водой: аква- пескотерапия с детьми старшего дошкольного возраста.

Мироненко С.Ф. Полифункциональное игровое оборудование  при организации тематических досугов, развлечений  и праздников с детьми.

Мишуринская Г.В. Использование полифункционального игрового оборудования в физическом развитие детей.

Мовкебаева З.А. Полифункциональная предметно-пространственная среда в дошкольных организациях Республики Казахстан.

Пигуль Л.В. Возможности сенсорной комнаты в работе с семьями, имеющими детей с нарушениями развития.

Полярина А.В. Эрго-терапевтическая технология – адаптационные занятия в темной сенсорной комнате для учащихся начальной школы III-IV вида.

Самарина Е.В., Чумакова Е.В. Интегрированное театрализованное мероприятие по пожарной безопасности в старшей логопедической группе.

Смирнова Т.А. Полисенсорное воздействие предметно-развивающей среды темной сенсорной комнаты на эмоциональное и личностное развитие школьников с ОВЗ.

 

Общероссийский общественный благотворительный фонд «РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД» (РДФ)

Санкт-Петербургское городское отделение

 

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО)

 

ООО «ПКФ «АЛЬМА» (Санкт-Петербург)

 

 

 

 

 

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – СОВРЕМЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

 

Сборник материалов

межрегиональнальной научно-практической конференции

с международным участием

 

19-20 ноября 2013 г., Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой

2013


ББК 74.3я432

О 23

 

 

 

Редакционная коллегия: Л.Б. Баряева, Л.Г. Тарита, Н. Н. Яковлева

 

 

 

Рецензент:

канд. пед. наук, доц. И. Н. Лебедева (РГПУ им. А. И. Герцена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции c международным участием. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013. —   с.

ISBN

 

       В сборнике представлены материалы Межрегиональной научно-практической конференции по актуальным аспектам психолого-педагогического сопровождение детей в условиях полифункциональной интерактивной среды (темная и светлая сенсорная комната),  освещаются актуальные вопросы создания специальных условий образования детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, программно-методического обеспечения, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий с использованием полифункционального оборудования предприятия «АЛЬМА» (Санкт-Петербург).

      Сборник адресован специалистам в области, общей и коррекционной педагогики.

ББК 74.3я432

 
 

© Коллектив авторов, 2013

© ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013

 
 

ISBN

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Агаева И.Б. Инновационная полифункциональная среда как средство психофизического развития детей.

Алексеева Т.А., Хмелева Г.И. Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды.

Антропова И.М. Опыт психологической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством занятий в сенсорной комнате.

Асикритова Е.А., Попова В.Н., Прокофьева Е.М. Организация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

          Баряева Н.С. Особенности разработки и изготовления дидактического костюма – инновационного оборудования для детских игр.

          Басаргина Л.В. Коррекционно-консультативная логопедическая работа с детьми и родителями в дистанционной форме.

          Билютина С.Л., Тюветская С.И. Использование темной сенсорной комнаты в условиях школы-интерната для детей, страдающих малыми и затухающими формами туберкулеза.

Великая З.О. Роль темной сенсорной комнаты в развитии незрячих и слабовидящих детей.

Вечканова И. Г., Воронкина К.А., Грызлова Л. Н., Каптилина Т.А. Формы логопедической работы с использованием дидактических костюмов  в условиях интеграции детей с ОВЗ.

Вечканова И.Г., Мичри Е.Б. Игровые технологии формирования представлений о  здоровье и здоровом образе жизни  у школьников с ЗПР – воспитанников детского дома.

Вечканова И.Г., Грызлова Л. Н., Линецкая А.Д., Шемякина С.Д. Полифункциональная среда совместного обучения детей в группах различной направленности

         Генералова Р.Н., Мусатова Е.В., Силиванова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях детского дома.

Долматова  Е.Г. Информационные технологии на логопедических занятиях  в условиях здоровьесберегающей среды.

Жадан Е.А. Полифункциональная интерактивная среда как средство социального развития воспитанников с ОВЗ в доме-интернате.

Журавлева О.Г. Музыкальное воспитание дошкольников в полифункциональной предметно-развивающей среде.

       Карасёва Е.В., Свинцицкая Ю.А. Наш опыт использования полифункционального игрового оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Каргина Е.В., Михайлова О. В. Игра-путешествие – вариативная форма работы в условиях инклюзивного образования.

Кириллова Е.В., Комарова Л.Р. Упражнения с «Игровым комплектом фигур с зеркальным уголком» для развития гнозо-праксиса детей.

        Кондратьева С. Ю. Технологии профилактики дискалькулии у дошкольников  в среде светлой сенсорной комнаты.

      Корельская Н.Г. Коррекция психоэмоционального состояния воспитанников в условиях кабинета релаксации.

          Красникова М.Г. Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты в коррекции коммуникативных проблем у дошкольников.

Лапина В.Ф. Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ.

Максимова О.В. Организация  коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета.

Миккоева Н.В. Организация игр с песком и водой: аква- пескотерапия с детьми старшего дошкольного возраста.

Мироненко С.Ф. Полифункциональное игровое оборудование  при организации тематических досугов, развлечений  и праздников с детьми.

Мишуринская Г.В. Использование полифункционального игрового оборудования в физическом развитие детей.

Мовкебаева З.А. Полифункциональная предметно-пространственная среда в дошкольных организациях Республики Казахстан.

Пигуль Л.В. Возможности сенсорной комнаты в работе с семьями, имеющими детей с нарушениями развития.

Полярина А.В. Эрго-терапевтическая технология – адаптационные занятия в темной сенсорной комнате для учащихся начальной школы III-IV вида.

Самарина Е.В., Чумакова Е.В. Интегрированное театрализованное мероприятие по пожарной безопасности в старшей логопедической группе.

Смирнова Т.А. Полисенсорное воздействие предметно-развивающей среды темной сенсорной комнаты на эмоциональное и личностное развитие школьников с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР – ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

 

Вечканова И.Г.

РГПУ им. А.И. Герцена, Россия

Мичри Е.Б..

Специальный (коррекционный) детский дом № 1

Кировского района, Санкт-Петербург, Россия.

 

Для определения направлений работы по формированию представлений о  здоровье и здоровом образе жизни  у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) было проведено изучение актуального уровня их знаний по этой тематике.

В констатирующем  эксперименте приняли участие воспитанники специального (коррекционного) детского дома №1 Кировского района Санкт-Петербурга (26 детей). Они составили экспериментальную группу. Контрольную группу - 25 учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Исследование проводилось с использованием технологии «Педагогическая мастерская» по адаптированной методике «Слова-магниты» (автор методики Н.Н. Яковлева) [3]. Учащимся в ходе «Педагогической мастерской»  предлагались специально подготовленные задания по изучению связей слова «здоровье», отражающие опыт и коммуникативные способности обучающихся. Наряду с этим учащимся предлагались задания для оценки:  собственного здоровья, доступной им деятельности по здоровьесбережению и др. В ходе эксперимента использовались модифицированные методики – «Домики» и «Лесенка» (автор А. М. Митяева) [2], а также задания на оценку важности здоровьесозидающей деятельности в контексте режима дня.

В ходе экспериментального исследования было выявлено, что при поступлении в начальную школу учащиеся с ЗПР и ученики с нормальным интеллектуальным развитием имеют низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а учащиеся с ЗПР, в том числе, крайне ограниченный словарный запас по данной тематике.

В статье приводятся некоторые результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Анализ результатов исследования сформированности понятий (в графическом плане) по методике «Нарисуй себя здоровым» показал, что у младших школьников с ЗПР в продуктах изобразительной деятельности присутствует отвлеченная тематика (64 %). В ходе последующей беседы по содержанию рисунка 42%  воспитанники детского дома, нарисовавшие рисунки на свободные темы, не обратили внимание на допущенные ошибки. Выполнение этого задания позволило сравнить их успешность в вербальных и невербальных видах деятельности. Так, при анализе результатов исследования сформированности понятий (в вербальном плане) у младших школьников с ЗПР по методике «Слова-магниты» были выявлены значительные трудности формирования понятий, относящихся к здоровьесберегающей деятельности, обусловленных абстрактностью понятий, необходимостью усвоения множества взаимозависимостей и взаимообусловленностей.  Например, результаты выполнения задания, в котором необходимо было вспомнить и записать все слова, которые вспоминаются, когда слышится или произносится слово «Здоровье», проанализировано следующим образом. Анализ слов по семантической отнесенности, показал, что в обеих группах, как у детей с ЗПР – 11 учащихся (42%), так и у нормально развивающихся учащихся (контрольная группа) - (20%), значительную часть лексики составляют слова, связанные с процессом лечения. Среди них наиболее часто встречаются: больница (10, 5), скорая помощь (9,5), таблетка (8,6), названия лекарств из рекламы (11,2). Эти результаты соотносятся с исследованиями по детской речи, в которых отмечает относительная легкость в подборе антонимических слов по сравнению с синонимическими парами. Так, характеризуя слово «здоровье» учащимся было легче подобрать слова, антонимичные по содержанию, то есть относящие к теме «болезнь». При использовании методики «Слова-магниты» было выявлено, что формирование здоровьесберегающих понятий идет по общим законам, и наиболее легким вариантом определения понятия, которым пользуются дети, является нахождение его антонимической пары. Из 13 учащихся с ЗПР, у которых мы определили первый уровень выполнения задания,  4 детей  не смогли подобрать ни одного слова, стимулирующую помощь не принимали и полностью отказались от выполнения задания, объясняя его трудность и невыполнимость.

Обе группы учащихся (с ЗПР и нормальным интеллектуальным развитием) показали низкие результаты при оценке пользы утренней гимнастики. В то время, просмотр телевизора, учащиеся оценили как положительно влияющий на их здоровье. Усталость глаз при длительном просмотре телевизора не воспринималась учащимися обеих категорий как отрицательная для здоровья.

Учащиеся обеих групп высоко оценили пользу прогулки, но объяснение, что именно полезного происходит в организме во время пребывания на свежем воздухе, дать не смогли. Ответы на вопросы, касающиеся режима дня и соблюдения здоровьесберегающего поведения, совпали с ответами при выполнении задания «Мой режим дня». Учащиеся предпочитают малоподвижные, но более привлекательные виды деятельности – просмотр телепередач, игры на компьютере.

Экспериментальное исследование показало, что младшие школьники с ЗПР, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, испытывают трудности в усвоении понятий о здоровом образе жизни. Это связано с проблемами интеллектуального и речевого развития указанной категории учащихся.

Психолого-педагогическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у учащихся с ЗПР, которая проводилась с учетом результатов констатирующего эксперимента, включала воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Это, прежде всего, осуществлялось в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками.

Формируя и развивая коммуникативные навыки, совершенствуя средства общения, взрослые стимулировали детей к наблюдениям, к стремлению следовать положительным примерам, организуя беседы о способах выполнения гигиенических процедур, о необходимости соблюдать режим питания, правила поведения в различных общественных местах. Формируя у младших школьников с ЗПР представления о здоровом образе жизни, взрослые использовали во внеурочной, досуговой деятельности детей естественные бытовые ситуации, а также специально создаваемые образовательные ситуации, игры, игровые упражнения, чтение художественной литературы, просмотр иллюстративного материала, видеоматериалов. В процессе этой работы педагоги и психологи детского дома решали общеразвивающие и коррекционные задачи.

Работа по формированию у младших школьников с ЗПР в условиях детского дома представлений о здоровом образе жизни включала систему гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических мероприятий, направленных на охрану здоровья и профилактику его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа с детьми предполагала систему мероприятий (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), цель которых ― сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

                       сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

                       воспитание у детей культурно-гигиенических навыков;

                       формирование начальных представлений детей о ЗОЖ.

Эти задачи реализовались во внеурочной и досуговой деятельности воспитанников детского дома в сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх с детьми, в специальных интегрированных занятиях.

Сохранению и укреплению физического здоровья детей способствовало формирование у них потребности в физическом совершенствовании, в поддержании своего здоровья с помощью физических упражнений, занятий спортом. При этом важно было систематически учить детей соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, при обращении со спортивным инвентарем.

В процессе воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания уточнялись и развивались полезные привычки, т. е. личная гигиена становилась жизненно необходимой ребенку, ее правила начинали выполняться им осмысленно.

Большое внимание в процессе экспериментального обучения обращалось на обучение младших школьников умениям определять состояние здоровья своего и окружающих детей и взрослых (здоров, болен, что именно болит), а также связно рассказывать об основных симптомах болезненного состояния. Для формирования этих умений у воспитанников, наряду с тем, что им давалось в школьном курсе, во внеурочной и досуговой деятельности формировались представления об особенностях внешнего и внутреннего строения тела человека, о профилактике здоровья. Эти представления давались младшим школьникам с ЗПР в доступной для их восприятия форме на основе игрового метода.

Для этого в работе с воспитанниками использовался детский игровой комплект «Азбука здоровья и гигиены», который при нашем участие был разработан и изготавливается предприятием «Альма» (Санкт-Петербург)[1]. В ходе развивающих рекреационных занятиях с использованием игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены» детей знакомили с основами здорового образа жизни, со знаками безопасности, формировали представлений о труде медицинских работников, а также стимулировали к действиям в игровых ситуациях, требующих знания правил профилактики заболеваний и поведения при их возникновении, физическом совершенствовании человека.

Игры-занятия с детским игровым комплектом «Азбука здоровья и гигиены» строились на:

                       интегративном подходе к формированию у детей младшего школьного возраста представлений о здоровье и здоровом образе жизни;

                       объединении воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на детей в ходе обучения их навыкам самообслуживания, культурно-гигиеническим навыкам, навыкам физического совершенствования, соблюдения правил безопасности для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих;

                       преемственности и усложнении игр и упражнений за счет формирования у детей взаимоконтроля и самоконтроля;

                       максимальном использовании игрового метода при формировании представлений о здоровье и здоровом образе жизни;

                       постоянном (с учетом возраста) повышении произвольности и осознанности действий при выполнении правил здоровьесберегающего поведения в различных игровых ситуациях.

Организация игр-занятий с использованием детского игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены» направлена на решение следующих задач:

                       учить детей различать знаки: запрещающие, предупреждающие и информационные;

                       формировать знания детей о личной гигиене, необходимые для сохранения здоровья навыки самообслуживания, развивать физическое здоровье детей;

                       развивать пространственную ориентировку детей в трехмерном и двухмерном пространстве (на листе бумаги);

                       формировать у детей навыки ролевого поведения в играх с комплектом «Азбука здоровья и гигиены», умение брать на себя игровую роль и вести ее до конца игрового действия;

                       обогащать пассивный и активный словарь детей;

                       развивать у детей зрительное внимание, произвольные регулирующие движения рук и зрительно-двигательную координацию в процессе игр.

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников с ЗПР реализовывалось с помощью метода проектов. Он используется в практике работы современных образовательных дошкольных и школьных учреждений и позволяет конструировать цепочку ситуаций образовательной направленности, которая реализуется в совместной деятельности всех ее участников. В результате появляется новый значимый для детей «продукт». Это может быть книга о правильном питании или альбом рисунков, последовательно знакомящих с правилами поведения у водоемов, во время купания, о знаках, запрещающих купание, набор плакатов, рассказывающих о труде врачей, медицинских сестер, о средствах профилактики и лечения заболеваний, детский спектакль, содержание которого отражает последствия нарушения правил безопасности. Метод проектов включает мотивацию детской деятельности, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий, освоение детьми новой деятельности, представление остальным участникам проекта «продуктов» этой деятельности. В рамках проектной деятельности особое внимание обращалось на  предметно-практическую деятельность детей:

                       изготовление книжек-самоделок по темам: «Уроки Чистомоя», «Таблицы для проверки зрения», «Правила гигиены в картинках», «Что я увидел в санитарно-гигиеническом музее» и т. п.;

                       рисование знаков безопасности, информационных и других знаков по здоровьесберегающей тематике, картин и картинок, отражающих правила здорового образа жизни, например: правильно ― неправильно;

                       подготовка стенгазет, плакатов по теме «Здоровье и здоровый образ жизни»;

                       изготовление атрибутов для игр «Поликлиника», «Семья» и других сюжетно-ролевых и театрализованных игр по теме;

                       строительно-конструктивные игры с напольным деревянным, полифункциональным модульным конструктивным материалом. И др.

Обратим внимание на использование блока «Знаки безопасности» из игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены», который позволяет знакомить детей со знаково-символическими средствами общения пиктограммами. К ним, прежде всего, относятся запрещающие, предупреждающие и информационные знаки, которые представлены в детском игровом комплекте «Азбука здоровья и гигиены».

Знакомство воспитанников со знаками, предназначенными для регулирования поведения человека в различных ситуациях, сопровождалось показом и пояснением стихами. Учащиеся в обязательном порядке знакомились со следующими знаками: «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Проход запрещен», «Запрещается использовать в качестве питьевой воды», «Купание запрещено», «Опасность поражения электрическим током», «Питьевая вода», «Медицинский кабинет», «Пункт первой медицинской помощи», «Бассейн или пляж». Например, знак «Опасность поражения электрическим током» устанавливается на опорах линий электропередачи, на электрооборудовании и приборах, дверцах силовых щитков, на электротехнических панелях и шкафах, а также на ограждениях токоведущих частей оборудования, механизмов и приборов. Стихотворение к этому знаку [1]:

 

Желтый, желтый треугольник,

Стрелка черная внутри.

Туда, где этот треугольник,

Близко ты не подходи!

В ходе экспериментального обучения с младшими школьниками во внеурочной деятельности проводились различные игры с правилами, например, настольно-печатные: «Знаю все профессии», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Наши чувства и эмоции», Аскорбинка и ее друзья 1», «Аскорбинка и ее друзья 2», «Я — доктор», «Валеология или здоровый малыш» и др.

Настольно-печатные игры выступают в качестве дидактического материала по предмету «Окружающий мир», который представлен в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», что позволяет согласовать работу учителя начальных классов и педагогов детского дома.

Младшим школьникам предлагались для рассматривания фотографии, картины, иллюстрации, журналы, отражающие историю зарождения службы скорой помощи, больниц, поликлиник, спортивных залов, различного оборудования (старинные и современные).

Учащихся знакомили с литературными произведениями, содержание которых связано с медицинской тематикой, в которых рассказывается о подвигах и трудовых буднях врачей, медсестер, о занятиях спортом, физкультурой, о гигиенических процедурах на уроках чтения и внеклассных занятиях. 

Проведенный обучающий эксперимент, который продолжается в рамках экспериментальной деятельности детского дома № 1 Кировского района Санкт-Петербурга, показал, что у воспитанников пополнился запас представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Не приводя  сравнительного анализа результатов констатирующего и обучающего эксперимента, отметим лишь, один факт - значительно возросло количество творческих работ младших школьников, посвященных теме физкультуры и спорта. Учащиеся изображали себя и сверстников с различными спортивными снарядами. Например, занятия спортом, изображенные младшими школьниками с ЗПР: бег, плавание, скейт, упражнения с гантелями, настольный теннис и др.  Воспитанников нарисовали медали и награды, которые они хотели бы получить или получили за спортивные достижения. Таким образом, наряду с позитивными результатами обучающего эксперимента по формированию понятий о здоровом образе жизни, у младших школьников проявились ведущие мотивы успеха и его атрибутов.

 

Литература 

1.     Азбука здоровья и гигиены. Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников и младших школьников / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб., 2013.

2.     Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М., 2008.

3.     Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография. – СПб., 2009.

 

 

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

Генералова Р.Н., Мусатова Е.В., Силиванова Л.В.

 

Специальный (коррекционный) детский дом № 1

Кировского района, Санкт-Петербург, Россия.

 

В рамках инновационного проекта «Здоровьесберегающие технологии в реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях специального (коррекционного) дошкольно-школьного детского дома» мы  сделали опору на понимание здоровосберегающей деятельности, как готовности и способности детского дома) обеспечить высокий уровень воспитательного компонента образовательной деятельности. В ходе его реализации  здоровьесберегающие технологии понимаются не только как технологии формирования здорового образа жизни, но прежде всего, как формирование у детей потребности в получении знаний из области здоровья, а также ценностного отношения к нему, задействование личного «житейского» и элементарного научного опыта детей, использование активных форм обучения во внешкольной деятельности основам безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в детском доме определяются нами как технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса (воспитанников детского дома и взрослых, осуществляющих их воспитание, приближенное к семейному), формирование у детей знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности, умения действовать в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

По целевому признаку здоровьесберегающие технологии в детском доме применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Система воспитательно-образовательной деятельности в условиях дошкольно-школьного специального (коррекционного) детского дома, рассматривается в рамках реализуемого нами проекта как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Она включает:

·                   цель – организация здоровьесберегающей деятельности в ходе реализации всех блоков программы социокультурного развития ребенка в условиях детского дома, которая позволяет повысить качество воспитательного компонента образовательной деятельности;

·                   педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды детского дома, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;

·                   содержание – методы, технологии и приемы  в рамках различных направлений работы по социокультурному развитию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе и здоровьесберегающие технологии;

·                   формы организации воспитательной деятельности – групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т.п.;

·                   направленность воздействия – воспитанник детского дома с ограниченными возможностями здоровья, которому предоставляются возможности расти здоровым, сохранять здоровье и укреплять его.  Психологическое и физическое здоровье воспитанника детского дома является одним из главных критериев качества функционирования педагогической системы и валидности мер воздействия здоровьесберегающих технологий;

·                   результат – положительная динамика развития ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего по всем параметрам  возрастным показателям дошкольного или школьного возраста.

 В ходе реализации инновационного проекта в детском доме нами совершенствуется трехкомпонентная структура здоровьесберегающей среды (по Г.А. Ковалеву). Она включает:

·                   предметную среду – хозяйственная инфраструктура, организация питания, материальное обеспечение жизни  и образовательной деятельности детей, приближенное к семейным условиям и оздоровительная деятельность. Она определяется качественной оценкой помещений, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организацией системы питания воспитанников детского дома с учетом требований санитарных правил и норм;

·                   среду для социокультурного развития – межличностные отношения между взрослыми и детьми в детском доме, скомплектованность групп детей по семейному типу (дошкольно-школьные группы), их малая наполняемость, подготовленность специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу;

·                   коррекционно-развивающую и оздоровительную среду – формы и принципы воспитательной и оздоровительной деятельности.

Обеспеченность здоровьесберегающих технологий в детском доме диагностическими средствами позволяет отслеживать процесс и результаты воспитательного воздействия. Цели, средства психолого-педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценивать технологию со стороны ее эффективности и целесообразности.

Диагностика эффективности здоровьесберегающих технологий будет оцениваться с помощью: диагностики детей с использованием различных программно-аппаратных комплексов для анализа их психофизиологического состояния с помощью основных психофизиологических тестов, оценки сенсомоторного развития, скорости их внимания, переключаемости, утомляемости и многого другого с целью определения зоны актуального и перспективного развития воспитанников, с помощью модифицированных тестов И.И. Гуткиной  «Ценностные ориентиры», В.А. Ядова Р. Рокича «Столкновение мотивов», тестовых заданий по основам пожарной безопасности, правил дорожного движения, поведения на воде и т.п. Ряд тестовых заданий разработан специалистами учреждения и являются инновационными.

 Здоровьесберегающие технологии  для реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в специальном (коррекционном) детском доме  рассматриваются по следующим параметрам:

·                   описание основных целей, достигаемых при применении данной технологии;

·                   определение степени разработанности данной технологии;

·                   определение степени разработанности внедрения данной технологии;

·                   степень трудоемкость технологии: сколько времени требуется для подготовки проведения технологии;

·                   соотношение времени проведения и результативности проведения технологии;

·                   необходимость особой подготовки педагогов для применения этой технологии;

·                   возможность негативных последствий от непрофессионального применения технологии;

·                   распространенность технологии среди педагогов.

Технологии оценивания знаний и умений воспитанников детского дома с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с задержкой психического развития анализируются по следующим критериям:

1.                Диагностическая функция. Соответствие методов оценивания трем основным требованиям: валидности, точности, надежности измерения.

2.                Обучающая функция. Насколько в технологии реализуется обучающая функция, то есть наблюдается прирост знаний, умений, навыков.

3.                Развивающая функция. Насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах.

4.                Воспитывающая функция. Насколько наблюдается процесс принятия правил поведения в социуме.

5.                Стимулирующая функция. Насколько данная технология оценивания ставит воспитанников в позицию готовности и активности во время проведения мероприятий, насколько формируется мотивация к освоению технологий.

6.                Коррегирующая функция. Насколько исправляет, поправляет данная технология те проблемные зоны, которые обусловлены имеющимися проблемами в интеллектуальном и социальном развитии  воспитанников.

      Исходя из целей проекта в программу социокультурного развития детей в детском доме  введены следующие блоки:

«Будь здоров!» (физкультурный зал, компьютерный класс, игровые комнаты детского дома);

 «Водные просторы: здоровье и безопасность жизни в водной стихии» (бассейн, детский игровой комплект «Будь здоров!»);

«Азбука дорожного движения» (площадка детского дома – «Детский городок по правилам дорожного движения» и детский игровой комплект «Азбука дорожного движения»;

«Азбука пожарной безопасности» (комната с детским игровым модулем «Азбука пожарной безопасности»).

  Значимой составляющей в реализации целей проекта является создание в образовательном учреждение специальной игровой полифункциональной интерактивной среды – комнаты для обучения основам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (условное название – «Волшебная комната здоровья»). В помещение располагаются детские игровые комплекты «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Будь здоров». Учитывая их модульность, наборы выдвигаются в ту часть помещения, которая необходима для проведения игрового интегрированного занятия. Компьютеры располагаются в одной из частей комнаты, пространственно определяется место для столов за которыми дети будут выполнять предметно-игровые задания (рисование, конструирование и др.), письменные упражнения, играть в настольно-печатные игры и т.п.

В бассейне детского дома  проигрываются с помощью запрещающих, информационных  знаков ситуации, необходимые для сохранения здоровья на воде, около водоемов и т.п.

Совместная деятельность взрослых с детьми осуществляется на основе ключевых идей: развитие, гармония, комплексность.

Идея развития предполагает разработку занятий, способствующих формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности через свободную деятельность. Она осуществляется на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых, организаторов и участников проекта, с ребенком в специально структурированной предметно-развивающей среде с использованием детских игровых комплектов, которые в нашем учреждение представлены достаточно полно.

Идея  гармонии предполагает гармонию ребенка с окружающим миром и собственным «Я». Для этого используются детские игровые комплекты «Будь здоров», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», компьютерные программы и видеофильмы о природе, поведение людей в различных ситуациях и т.п., отвечающие принципам природосообразности, культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.

Комплексность предполагает воздействия на ребенка посредством занятий, объединенных единой сюжетной линией, которые проводятся с использованием полифункционального интерактивного оборудования и различных настольно-печатных и компьютерных игр и т.п.

 

 
Официальный сайт детского дома №1 © 2024
Страница сгенерирована за 0.050861 секунд

Полезные ссылки