САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗАВАНИЯ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) Детский дом №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья Кировского района Санкт-Петербурга ПРОГРАММА «Я и другие люди» АВТОР: Мухина А.Г., Морозов В.А. - социальные педагоги ГБОУ Детский дом №1 Санкт-Петербург 2012 Мухина А.Г., Морозов В.А. «Я и другие люди». Программа для воспитанников 3-4 классов. Пояснительная записка. Детский дом – учреждение специфическое, поэтому контакты детей с окружающим миром имеют свои особенности по сравнению с такими контактами детей, проживающих в семьях. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности. Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни ребенка в детском доме. В маленьком человеке отмечается предрасположенность к общественной среде, в обстановке коллективной жизни ребята развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы. Общеизвестным является факт, что воспитанники детского дома часто с трудом поддерживают контакт с теми людьми, которые не имеют отношения к системе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто воспитанники и выпускники детских домов общаются только внутри круга лиц, имеющих отношение к таким учреждениям: воспитанники, выпускники, действующие и бывшие сотрудники. С людьми из другого, большого, социума отношения зачастую не складываются. Это ведёт к тому, что воспитанники и выпускники детских домов среди людей остаются в изоляции вследствие своей слабой адаптивности к общепринятым нормам общения. Такая своеобразная «изоляция среди людей» толкает детдомовцев на неадекватные высказывания и поступки, граничащие с эпатажем, а зачастую и с правонарушениями. Разработанная нами программа призвана корригировать вышеупомянутые особенности социализации воспитанников детского дома, побудить их задуматься о своём месте среди людей. При реализации программы предусмотрены различные виды деятельности детей: рисуночные тесты, анкетирование, интерактивное обсуждение темы, восприятие информации на слух и с использованием различных видов наглядности. В нашем детском доме созданы все необходимые условия для воспитания, развития и коррекции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. У нас имеются кружки, секции, проводятся занятия с воспитателями, культурно – досуговые мероприятия. При реализации всех этих мероприятий дети учатся взаимодействовать между собой, со взрослыми сотрудниками детского дома. У нас преобладают такие взаимоотношения в детском и взрослом коллективе, которые характеризуются как доброжелательные, основанные на взаимопомощи, эмпатии. Тем не менее среда в детском доме искусственная, у всех детей имеются последствия психической депривации, обеднена палитра эмоций, у ряда детей имеются нервозоподобные и психопато-подобные расстройства. Вышеизложенные особенности воспитанников нашего детского дома влекут за собой эмоциональную неустойчивость воспитанников, недостаточную сформированность способности взаимодействия с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми. Это, в свою очередь, делает актуальной дополнительную работу социальных педагогов по социализации воспитанников. Понятие социализации является достаточно широким, поэтому его невозможно реализовать в рамках одной образовательной программы, поэтому мы, социальные педагоги, считаем наиболее актуальной для нашего детского дома тему взаимоотношений воспитанников с другими людьми. Именно практическому применению навыков взаимодействия детей с другими людьми посвящена наша программа. Цель: Формировать коммуникативные навыки у воспитанников детского дома. Объяснение цели: 1. Развивать у детей способность к эмпатии. 2. Формировать навыки различных видов общения. Задачи: 1. Формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками. 2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить не вмешиваться в чужой разговор, внимательно слушать собеседника и не перебивать его. 4. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм. 5. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). 6. Формировать самооценку своих поступков, учить адекватно оценивать поступки других людей. 7. Развивать самосознание детей, моделировать проблемные ситуации и их решение. Направленность. Работа будет осуществляться по основным направлениям: 1. Знакомить воспитанников с общепринятыми нормами общения. 2. Воспитывать у детей способности к сопереживанию, эмпатии. 3. Корригировать у детей неадекватные формы реагирования на различные ситуации, возникающие в ходе общения с людьми. Отличительные особенности. Особенностью данной программы является то, что она предназначена для воспитанников детского дома (детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей). Актуальность. Данная тема программы является актуальной, т.к. детей необходимо научить бесконфликтному общению, осуществлению контроля за своим поведением, развивать у детей чувство эмпатии, дружеские взаимоотношения. Ожидаемые результаты. После проведения всех занятий по этой программе ожидается что, дети станут добрее, отзывчивее, научатся договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу. Научатся анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами. Воспитанники будут стараться приветливо общаться, использовать правила хорошего тона, вежливые слова. Ожидается, что у детей реализуется способность к самоорганизации в коллективе (в игровой деятельности, при взаимопомощи в выполнении учебных заданий, в обслуживающем труде). Условия реализации. Программа рассчитана на воспитанников детского дома – учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы, а также для учащихся коррекционной школы (7 вид учебной программы). Основой концепции, положенной в тематику занятий включённых в нашу программу, является следующее. Дети, находящиеся в детском доме испытывают на себе негативное влияние последствий психической депривации, а также, имевшегося у многих негативного жизненного опыта. Вышеупомянутые особенности личности детей требуют коррекции путём реализации разработанной нами программы, посвящённой взаимодействию воспитанников с детьми и взрослыми. При рассмотрении основных концептуальных основ нашей программы мы использовали следующий понятийный ряд: депривация, общение, социализации, эмпатия, лидерство, коллективизм, девиантное поведение, делинквентное поведение. Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Эмпатия - (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Лидерство – есть руководство, искусство мотивации группы людей на действия в направлении общей цели. Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. С философской точки зрения — главенство некоего коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над человеческой личностью Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Делинквентное поведение - (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. При составлении этой программы мы использовали следующую литературу: Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990; Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1991; Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, Авиценум, 1984; Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989; Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. Для реализации программы необходимо помещение, оборудованное мебелью (столы, стулья), ноутбук, проектор, экран, бумага, ручки, цветные карандаши. Учебный план. № п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | Формы контроля | 1. | Занятие №1 на тему: «Ознакомление с программой». | 1 | Анкетирование | 2. | Занятие №2 на тему: «Обсуждение с детьми результатов анкетирования. Рисуночные тесты». | 1 | Рисуночные тесты | 3. | Занятие №3 на тему: «Я в детском доме». | 1 | Беседа | 4. | Занятие №4 на тему: «Я в школе». | 1 | Беседа | 5. | Занятие №5 на тему: «Я и окружающие люди». | 1 | Беседа | 6. | Занятие №6 на тему: «Общепринятые нормы общения по телефону, в письмах, в интернете». | 1 | Ролевые игры | 7. | Занятие №7 на тему: «Как быть в необычных ситуациях» (общение с незнакомыми людьми). | 1 | Обсуждение примеров из литературы и кинофильмов | 8. | Занятие №8 на тему: «Ролевые игры – импровизации». | 1 | Ролевые игры | 9. | Занятие №9 на тему: «Подведение итогов цикла занятий». | 1 | Рисунки | | Итого: | 9 | | Приложение. Занятие №1 на тему: «Ознакомление с программой». Цель: Сформировать у детей положительное отношение к программе занятий, выяснить интересы и познавательные запросы детей по этой теме. Задачи: 1. Знакомить детей с содержанием, целями, задачами настоящей программы. Объяснение детям значимости занятий. 2. Сообщить детям периодичности занятий, времени, когда они будут проводиться. 3. Выяснить пожелания детей к содержанию настоящей программы. Содержание: Организационный момент. 1. Вступительная беседа. Все мы каждый день общаемся с самыми разными людьми: с ребятами, с воспитателями, с учителями в школе, с людьми приятными нам и не очень приятными. Наше настроение, наши успехи во многом зависят от того, как складываются наши отношения с другими людьми: если утром нам улыбнулся хороший человек, можно считать, что день удастся, а какая-то ссора может испортить настроение на весь день. То, как складываются наши отношения с другими людьми, зависит в первую очередь от нас самих. Как мы относимся к окружающим нас людям, так и они относятся к нам. И если человек относится к нам не так, как нам хотелось бы, надо задать себе вопрос: «Как изменить его отношение ко мне?». Во время наших занятий мы постараемся научиться тому, чтобы люди нас понимали и постараемся сами понимать других людей. Ребята, расскажите, пожалуйста, о том, какие особенности в отношениях с другими людьми вас больше всего интересуют. 2. Организационные вопросы (тематика и частота дальнейших встреч, участники встреч, ведущие занятий). 3. Анкетирование: Цель: выяснение отношения детей к жизни в детском доме, их конструктивных предложений по совершенствованию взаимоотношений в системах взаимоотношений «взрослый-ребёнок» и «ребёнок-ребёнок». Для этого провести анкетирование детей по следующим вопросам: а) нравится ли тебе жить в детском доме. Оцени по 5-балльной шкале, где 5- очень нравится, 1- совсем не нравится. Объясни, почему ты выбрал тот или иной балл. б) нравится ли тебе учиться в школе. Оцени по 5-балльной шкале, где 5- очень нравится, 1- совсем не нравится. Объясни, почему ты выбрал тот или иной балл. в) Что бы ты хотел изменить в детском доме? г) На какой вопрос о взаимоотношениях с другими людьми ты бы хотел получить ответ? Занятие №2 на тему: «Обсуждение с детьми результатов анкетирования. Рисуночные тесты». Цель: 1. Способствовать осознанию детьми своего места в системе взаимоотношений с другими людьми. 2. Определить индивидуальные особенности личности детей. Задачи: 1. Сообщить детям результаты анкетирования, анонимно обсудить эти результаты. 2. Провести с детьми рисуночные тесты. Содержание: 1. Рассмотреть совместно с воспитанниками вопросы, которые встречаются чаще всего, и наметить пути обсуждения этих тем. Рассказ о наиболее интересных (анонимно) ответах на вопросы анкеты. 2. Проведение рисуночных тестов. Рисуночные тесты. 1. «Человек, собирающий яблоки». 2. «Необитаемый остров». Объявление детям о том, где и когда они могут получить индивидуальное объяснение результатов тестирования. Занятие №3 на тему: «Я в детском доме». Цель: Cформировать у детей понятия о правилах поведения в детском доме. Задачи: 1. Закрепить знания о правилах поведения в детском доме. 2. Закрепить знания об общепринятых нормах поведения и особенностях их применения в детском доме. 3. Воспитывать уважение к окружающим людям, чувство доброты, способности к взаимодействию и сопереживанию. Содержание: Беседа с детьми об особенностях взаимоотношений в детском доме. - Где мы живём? - Как вы считаете, отношения между детьми в детском доме хорошие или не очень? - Как вы считаете, отношения между детьми и взрослыми в детском доме хорошие или не очень? В зависимости от содержания ответов детей на поставленные вопросы, просим детей либо назвать положительные традиции детского дома (что им нравится в детском доме), либо высказать свои предложения о том, как сделать взаимоотношения в детском доме комфортными для всех их участников. Обратить внимание детей на особенности взаимоотношений со взрослыми, отличия норм взаимоотношений со взрослыми от норм взаимоотношений с детьми. Материал к занятию. ПРАВИЛА ДРУЖБЫ. - Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. - Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее. - Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом. - Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. - Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ. - На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить. - Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно. - Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь. - Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи). - Если знакомых людей несколько, то достаточно сказать общее приветствие: « Здравствуйте», «Доброе утро» и т.д. - Здоровается тот, кто заходит в помещение. Занятия вежливости. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. Подумайте, какое слово потеряла Маша? (спасибо) Приходилось ли вам терять такие слова? Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. Вы пока школьники. Когда вы станете взрослыми, вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться, жить самостоятельно. Самое главное – понять и запомнить то, что в первую очередь все мы люди, и только во вторую очередь мы представители разных профессий, разных национальностей, разных поколений. Прежде всего мы должны быть настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут…а впрочем, Мы лучше здесь его не назовём. СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ Произносить он не привык. Простого слова ИЗВИНИТЕ Не одолел его язык. Ему бывает часто лень, Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, А в лучшем случае ЗДОРОВО Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит. А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ Не говорит он ничего Или заявит на прощанье, Ну, я пошёл, пока, всего… - Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться? - Может, кто-то узнал в нём себя? - В каких случаях допустимо сказать вместо до свидания - пока – пока, вместо здравствуйте - привет? (такое допустимо между близкими людьми, близкими друзьями) Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, добрыми, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми. Физкультминутка. Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу какую-нибудь мягкую игрушку, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение. Обсуждение примеров из жизни. Рассказ про Леночку. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым? Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто. – Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив. – А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно. Какое волшебное слово употребила Лена? С какой интонацией оно было сказано? Правильно ли поступила девочка? Игра “Словарь вежливых слов”. Загадки. Отгадайте загадки. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ. Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ. Итог занятия: Какого человека называют вежливым? Занятие №4 на тему: «Я в школе». Цель: Cформировать у детей понятия о правилах поведения в школе. Задачи: 1. Закрепить знания о правилах поведения в школе. 2. Закрепить знания об общепринятых нормах поведения и особенностях их применения в школе. 3. Воспитать уважение к окружающим людям, доброту, способность к взаимодействию и сопереживанию. 4. Формировать способность определять и соблюдать дистанцию в общении с малознакомыми людьми. Содержание: а) Отношения с другими детьми. Беседа с детьми о составе учебных классов в которых они учатся. - Сколько мальчиков? Сколько девочек? - Дети одного возраста или нет? - Дружите ли вы с ребятами из класса? Расскажите о своих школьных друзьях? - Кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом? Кого слушают, уважают, к чьему мнению прислушиваются? Почему? (он сильный, добрый и т.д.) - Нравится ли тебе такое положение дел в классе? - Способы выражения своего отношения к происходящему в классе? - Какие проблемы во взаимоотношениях между детьми встречаются в классе? - Как решить эти проблемы? Чтобы у тебя всегда было много друзей. - Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. - Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место. - Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками. - Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись! - Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай! - Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал). Всегда выполняйте эти правила! И сообщите их своим друзьям. б) Отношения со взрослыми. Беседа об учителях (как зовут вашего классного руководителя? нравится он вам или нет? кто ещё кроме него преподает в классе?) С какими ещё взрослыми людьми вы общаетесь в школе? (директор, врач, повар, охранник и т.д.) Как складываются отношения? Какие проблемы? Особенности взаимоотношений со взрослыми в школе, отличия норм взаимоотношений со взрослыми от норм взаимоотношений с детьми. Особенности отношений с учителями. Занятие №5 на тему: «Я и окружающие люди». Цели: Учить детей правильно вести себя на улице, в общественных местах, транспорте; закреплять знания по безопасности движения; воспитывать дисциплинированных пешеходов, пассажиров, зрителей, покупателей, посетителей. Задачи: 1. Содействовать формированию у воспитанников навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). 2. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба. 3. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых. 4. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим. Содержание. Контакты с людьми на улице, в транспорте, в общественных местах. - Как себя вести, если к тебе на улице подошли незнакомые люди и попросили сказать, который час или рассказать, как пройти куда-либо. - Как себя вести, если тебе самому понадобилась какая-либо помощь на улице или в другом незнакомом месте? Ход занятия. 1. Беседа по теме. Общественные места – это места большого скопления людей. Назовите известные вам общественные места (школа, транспорт, магазин, кинотеатр). Чтобы сохранить безопасность свою и окружающих, чтобы поддерживать хорошее отношение с окружающими людьми следует соблюдать правила поведения в общественных местах. Девизом нашего сегодняшнего занятия могут быть такие стихотворные строки: Я по городу иду И в беду не попаду, Потому что твердо знаю: Правила я выполняю. Что за правила такие? Очень в общем-то простые. С ними будет жизнь прекрасна, Весела и безопасна! Какие это правила? Знаете ли вы их? 2. Это полезно знать! Вспомним вместе правила поведения. На улице: нельзя сорить; не рекомендуется есть, в том числе и мороженое; если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти; при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек. В общественном транспорте: не мешайте другим входить в транспорт; уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять; выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит после вас, – подать им руку (либо тому кто нуждается в помощи, либо знакомым женщинам) - При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон. - Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона. - Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками. - В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках. - В салоне не причесываются, не чистят ногти. - Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения. Почему? (от того, что транспорт раскачивается, глазам трудно «удержать строчку»). - Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом. - Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей. - Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их. - Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание. - Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными. - Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике. - К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти. - Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице. - В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном. Как вести себя в метро. - Спокойно и осторожно входи на эскалатор, стараясь не подталкивать людей, идущих впереди. - Если около тебя оказался пожилой человек или инвалид, постарайся ему помочь при входе на эскалатор или в вагон. - Не беги по эскалатору. - На эскалаторе следует стоять с правой стороны. - Не прислоняйся к поручням эскалатора и к дверям вагонов поездов. - Входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживай двери. - Выполняй эти несложные правила, чтобы обеспечить как свою безопасность, так и окружающих людей. При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения. В театре, кинотеатре или музее: обязательно поздоровайтесь с билетером или гардеробщицей; проходить на свое место в театре или кино следует лицом к сидящим; если вы опоздали и вошли в зал после третьего звонка, садитесь на ближайшее свободное место – на свое перейдете во время антракта; во время спектакля нельзя есть конфеты, разговаривать, пересаживаться, говорить по телефону; в музее можно тихо разговаривать, если экскурсовод закончил экскурсию; в музее нельзя трогать экспонаты. В магазине: - Прежде чем войти в магазин, нужно пропустить выходящих из него. - Если рядом есть пожилые люди, беременные женщины, инвалиды, они войдут первыми. - Брать с собой животных категорически запрещается. - С мороженым в магазин не входят. - При посещении магазина мужчины не снимают головных уборов - За обслуживание в магазине полагается благодарить. Если предложенный товар не нравится, его желательно возвратить с надлежащим объяснением, но без лишних комментариев. - При наличии очереди в магазине каждый должен ее соблюдать, если человек воспитан и знает как вести себя в магазине. Если к прилавку подходит инвалид, пожилой человек с плохим самочувствием, беременная женщина, женщина с ребенком любой воспитанный посетитель магазина, должен пропустить таких покупателей впереди себя. Люди заметят вашу воспитанность и поймут, что вы знаете, как вести себя в магазине. - В универсамах при выборе товара, если он вам не подошел, положить его на то же место, откуда взяли - Передвигаться по универсаму следует так, чтобы не создавать помех для других покупателей. - Если при входе в универсам у вас имеются с собой продукты купленные ранее в другом магазине, то их следует сдать в камеру хранения, чтобы вас не заподозрили в воровстве. - На продуктах, которые хотите купить, необходимо посмотреть срок годности. - При оплате товара необходимо взять чек и проверить сдачу не отходя от кассы. 3. Игра «Выбери правильный ответ». Во время поездки на автобусе можно: а) громко разговаривать; б) петь песни: в) требовать себе место на сиденье; г) вставать на сиденье ногами; д) уступать место старшим; е) ставить на сиденье грязные вещи. 4. А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. – Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час? – “Не часов”, а который “час”? – И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!” 5. А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”. – Извините, пожалуйста. 6. Итог занятия. Чтобы поддерживать хорошее отношение с окружающими людьми, в общественных местах надо соблюдать общепринятые правила поведения. Занятие №6 на тему: «Общепринятые нормы общения по телефону, в письмах, в интернете». Цель: Формирование у детей навыков грамотного, вежливого общения по телефону, в письме, по интернету.. Задачи: 1. Научить детей правильно общаться по телефону. 2. Научить детей писать письма, общаться в интернете. 3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим. Содержание: Вступительная беседа. - Как мы общаемся с окружающими нас людьми, кроме личной встречи. (письма, телефон, интернет) - Что общего у этих форм общения? (при общении мы не видим собеседника) - Какие отличия между этими формами общения? Плюсы/минусы. 1. Письмо: + можно подумать прежде чем написать – долго ждать ответа 2. Телефон: + можно вести диалог в режиме реального времени, слышать интонации собеседника и соответственно по голосу понять настроение человека, - нет времени на обдумывание ответа, 3. Интернет: + современная форма общения, которая популярна среди многих людей – необходимость наличия технического обеспечения Общение по телефону. Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? - Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече. - Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие. - Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны. - Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь.Но только не забудь это сделать! - Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось. - Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав : "Простите, я ошибся", положи трубку. - Начиная разговор, поприветствуй и представься. - Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить. - Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости. - На уроках, в театре, кино и т.д. необходимо выключать звук у телефона Ситуации (Разговор по телефону). 1. Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике. Написание писем. Поздороваться, поставить число когда написано письмо, изложить кратко суть дела. На конверте написать кому и от кого. Адрес и индекс. Не допустимо отправлять письмо без подписи и обратного адреса. Общение в интернете. Общаться с людьми также как в письме и при личной встрече, приветствовать, прощаться, своё настроение и эмоции можно выразить при помощи различных видов смайликов. Сма́йлик (англ. smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻/=)) является стилизованным изображением улыбающегося человеческого лица, часто встречающееся в популярной культуре. Занятие №7 на тему: «Как быть в необычных ситуациях» (общение с незнакомыми людьми). Цель: Научить детей общению в нестандартных ситуациях. Задачи: 1. Сформировать у детей понятия о нестандартной ситуации и об участниках общения в этой ситуации. 2. Обучить детей действиям, способствующим их безопасности в нестандартных ситуациях. 3. Учить детей понимать истинные цели и стремления незнакомых участников общения. Содержание занятия: Вступительная беседа. Жизнь всегда многообразнее любых правил, всё предусмотреть невозможно. Иногда возникают ситуации, которые не соответствуют тому, что мы рассказывали на предыдущих занятиях. Такие ситуации возникают не часто, но мы должны быть к ним готовы. Общение с незнакомыми людьми на улице. Если с вами хочет общаться незнакомый человек, то вы должны определить нужно ли для вас это общение и насколько оно безопасно для вас. Вот основные правила безопасного общения на улице: 1) Не общайся с нетрезвым человеком. 2) Не общайся с человеком, вид и поведение тебя настораживает (нелепые высказывания, вопросы и т.д.) 3) Не принимай подарки и угощения от незнакомых людей. 4) Никуда не ходи с незнакомыми людьми. 5) Ни в коем случае не садись в машину к незнакомым людям. 6) Не ходи в отдалённые и безлюдные места. 7) Если вас насильно куда-то потащили, применяют к вам физическую силу необходимо громко звать на помощь и кричать, что вы этого человека не знаете, и по возможности самому оказывать физическое сопротивление и постараться убежать. Причём следует бежать в людные места, а не во дворы, пустыри и т.д. Если с вами произошла такая ситуация, то после этого необходимо рассказать взрослому, которому вы доверяете: директору, воспитателю и т.д. Это поможет обезопасить других детей от подобных ситуаций. Соблюдая эти простые правила, вы сможете обезопасить себя от различных неприятностей. Опасности, которые могут вас могут подстерегать на улице. – Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали) – Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми) Такие случаи происходят не только в сказках, но и в реальной жизни, с реальными людьми. Поэтому будьте осторожны и не доверяйте малознакомым. Работа с группой. Обсуждение ситуаций. Представьте такую ситуацию: 1) Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек. Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу. Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану». Какой ответ в этой ситуации будет правильным? 2) Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит: – Хочешь покататься на машине? Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…) Занятие №8 на тему: «Ролевые игры- импровизации». Цель: Формирование у воспитанников умения общаться в различных ситуациях, относящихся к сфере общения. Задачи: 1) воспитание культуры поведения в общественных местах, 2)формирование знаний об особенностях поведения Содержание. Проведение ролевых игр. - Врач и пациент. - Продавец и покупатель. - Ученик и учитель. - Кондуктор-пассажир. Обсуждение в группе детей правильности действий участников ролевых игр. Занятие №9 на тему: «Подведение итогов цикла занятий». Цель: Обобщать и закреплять навыки учащихся по темам, которые обсуждались на предыдущих занятиях. Задачи: 1) Способствовать нравственному воспитанию детей. 2) Способствовать автоматизации навыков общения. 3)Воспитывать у детей инициативу в общении, умение понимать других людей. Содержание. В ходе обобщающей беседу привести детей к мысли: Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Рисунок на тему общения с другими людьми с последующим оформлением выставки рисунков на тему «Я и другие люди». |