План работы по профориентации в школе на 2022 - 2023 учебный год № п/п | Название мероприятия | Сроки исполнения | Участники | Ответственные | Организационные мероприятия | 1 | Изучение нормативно-правовых документов. Разработка плана профориентационной работы в школе на учебный год. | Август | Классные руководители | Заместитель директора по ВР, ответственный за профориентационную работу в ОУ | 2 | Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся. | В течение указанного периода | Классные руководители | Заместитель директора по ВР, ответственный за профориентационную работу в ОУ | 3 | Обновление уголков по профориентации в соответствии с рекомендациями | 1 четверть | | Ответственный за профориентационную работу | 4 | Отражение профориентационной работы в ОУ на школьном сайте | Постоянно | | Ответственный за профориентационную работу в ОУ, ответственный за школьный сайт | 5 | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | В течение года | | Ответственный за профориентационную работу в ОУ, библиотекарь | 6 | Организация профориентационных экскурсий на предприятия | В течение года | Уч-ся | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 7 | Участие в анкетировании учащихся 9-11 классов ОУ района на предмет выявления профессий, пользующихся повышенным спросом. | Октябрь, февраль | Уч-ся 9-11 классов | Педагог-психолог | 8 | Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов | В течение года | | Ответственный за профориентационную работу | Работа с педагогическими кадрами | 9 | Семинар-практикум для классных руководителей «Особенности профориентационной работы в школе Цель- обмен опытом | февраль | Педагоги | Областной центр профориентации | 10 | Участие в профконсультациях для учителей по изучению личности школьника «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся» «Изучение склонностей и интересов» «Изучение профессиональных 10намерений и планов учащихся» | По графику | Педагоги | Школьный психолог | 11 | Посещение открытых мероприятий по профориентации в ОУ, с целью обмена опытом | По графику | Педагоги | Зам. директора по ВР | Работа с родителями | 12 | Проведение родительских собраний: - для учащихся 5-8 классов «Роль семьи в профессиональном самоопределении»; | ежегодно | Родители | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 13 | Проведение индивидуальных консультации с родителями по вопросу выбора учащимися элективных курсов, профессий, а также по другим проблемам прфориентации | По факту обращения | Родители | Школьный психолог, социальный педагог | 14 | Привлечение родителей к проведению классных часов и оформлению профориентационных уголков | В течение года | Родители | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 15 | День Профориентации для родителей и учащихся 9 классов | март | Родители, уч-ся | Администрация школы | Работа с обучающимися | 16 | Проведение диагностических методик среди учащихся 10-11 классов с целью выявления у школьников особенностей развития самооценки, профессиональной направленности | Октябрь, январь | Уч-ся 10-11 классов | Школьный психолог, социальный педагог | 17 | Проведение профориентационных экскурсий на предприятия | В течение года | Уч-ся 6-11 классов | Зам. директора по ВР | 18 | Посещение учащимися 9 и 11 классов выставки-ярмарки учебных мест «Абитуриент 2013», а также учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей | По плану средних профессиональных учреждений | Уч-ся 9, 11 классов | Администрация школы, классные руководители 9, 11 классов | 19 | Анкетирование учащихся 9-11 классов на предмет выявления профессий, пользующихся повышенным спросом у учащихся | По графику | Уч-ся 9-11 классов | Школьный психолог | 20 | Проведение месячника профориентации «Профессиональный компас» для учащихся 9-11 классов | Март-апрель | Уч-ся 9-11 классов | Зам. директора по ВР | 21 | Игра по станциям «Дорога в страну профессий» для учащихся 8-9 классов | По графику | Уч-ся 8-9 классов | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 22 | День Профессиональной ориентации для учащихся 8-9 классов | По графику | Уч-ся 8-9 классов | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 23 | Тренинги для учащихся 8-11 классов | По графику | Уч-ся 8-11 классов | Школьный психолог | 24 | Конкурс поэтов - «Кем быть» для учащихся 5-11 классов | Февраль-март | Уч-ся 5-11 классов | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 25 | Конкурс компьютерных рисунков учащихся 9-11 классов «Моя будущая профессия» | Апрель | Уч-ся 9-11 классов | Ответственный за профориентационную работу в ОУ | 26 | Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул (совместно с Центром занятости) | Май-август | Уч-ся 8-1- классов | Зам. директора по ВР | Наверх
Формы профориентационной работы в школе Работа с учениками • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей. • Экскурсии на предприятия, ВУЗы. • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов. • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами. • Анкетирование учащихся. • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Работа с родителями • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников. • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования. • Проведение классных и общешкольных родительских собраний. • Анкетирование родителей. • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии. • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул. • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные). Организационно-методическая деятельность • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников. • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций. Наверх
Личный профессиональный план учащегосяМногие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план. 1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели. Наверх
Правильный выбор профессии ХОЧУ Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат. Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать? Возможные варианты ответов включают в себя: 1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д. 2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи. 3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело. 4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины. 5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино. 6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными) 7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других. 8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения. Вопрос №2: Как хочется работать? 1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач. 2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д. 3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой. 4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров. 5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей. 6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей. 7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
| Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные и растения | Изделия и продукты | Природные ресурсы | Управление | Администратор Менеджер по персоналу Секретарь | Системный администратор Маркетолог Диспетчер | Консультант Финансист Экономист | Водитель Штурман авиации Машинист Техник | Режиссёр Дирижёр Балетмейстер Продюсер | Зооинженер Фермер Дрессировщик Почвовед | Менеджер по продажам Товаровед Логистик Мерчендайзер | Инженер по кадастру Геодезист Техник-энергетик | Обслуживание | Продавец Менеджер по туризму Социальный работник Медицинский работник | Оператор связи Информатик Гид-переводчик Менеджер по рекламе | Инкассатор Бухгалтер Брокер Кассир | Электромонтёр Слесарь Инженер Механик | Дизайнер Оператор Экскурсовод Парикмахер | Агрохимик Зоотехник Животновод Растениевод | Продавец Экспедитор Товаровед | Мелиоратор Эколог Озеленитель | Обучение и воспитание | Воспитатель Тренер Педагог Психолог | Филолог Лингвист | Консультант | Инструктор по вождению | Учитель музыки Учитель живописи | Дрессировщик Жокей Берейтор Кинолог | Учитель труда | Эколог | Производство и добыча | | Программист Веб-дизайнер Верстальщик Кинооператор | Финансист Экономист Бухгалтер Кассир | Строитель Электрик Слесарь Фрезеровщик Токарь | Ювелир Резчик по дереву Вышивальщица | Агроном Зооинженер Селекционер Животновод Растениевод | Провизор Инженер-технолог Повар Слесарь Токарь Швея | Горный инженер Гидролог Гидрогеолог Горнорабочий | Конструирование | Имиджмейкер Генетик Пластический хирург | Переводчик Корреспондент Журналист Веб-дизайнер Программист Картограф | Аналитик Экономист Финансист | Конструктор Механик | Композитор Режиссёр Дизайнер Модельер Артист Художник Музыкант | Селекционер Флорист Агротехник Ландшафтный дизайнер | Архитектор Инженер-технолог Модельер Закройщик Монтажник | Горный инженер Ландшафтный дизайнер Инженер-гидролог Озеленитель | Исследование | Психолог Физиолог Социолог Следователь Лаборант | Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик | Аудитор Экономист Аналитик | Инженер-технолог Инженер-математик испытатель Хронометражист Метролог | Киновед Искусствовед Литературовед Культуролог | Биолог Микробиолог Зоопсихолог Зооинженер Лаборант-эколог | Санитарный врач Лаборант Товаровед Дегустатор Технолог | Почвовед Метеоролог Геолог Гидрогеолог | Защита | Адвокат Военный Сотрудник полиции Врач Спасатель | Программист Нотариус Документовед | Страховой агент Юрисконсульт Инкассатор | Инспектор по ТБ Взрывотехник Испытатель Пожарный Водолаз | Каскадёр Постановщик трюков Реставратор Музейный работник | Егерь Лесничий Ветеринар | Таможенник Врач-эпидемиолог Врач-диетолог Лаборант | Мелиоратор Эколог Метеоролог | Контроль и оценка | Прокурор Врач-эпидемиолог Ревизор Аудитор | Программист Редактор Корректор Оператор | Аудитор Бухгалтер Контролёр Налоговый инспектор | Инженер-технолог Инспектор по ТБ Контролёр Сотрудник ГИБДД | Редактор Критик Музейный работник Оценщик | Зооинженер Агроном Охотовед Агротехник Зоолаборант | Санитарный инспектор Контролёр Риэлтор Метролог Таможенник | Радиолог Эколог Метеоролог | Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий». МОГУ Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил. Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности. Состояние здоровья Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности. Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы. Личностные качества и психологические особенности Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым. При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе. Профессиональные предрасположенности и способности Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии. НАДО Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение. Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно. Результат формулы выбора профессии Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно: • Интересной для вас (ХОЧУ) • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ) • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО) Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности. Простые шаги выбора профессии Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий. 1. Составить список требований к идеальной профессии. Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими. • Условия работы • Направление деятельности • Уровень заработной платы • Уровень требуемого обучения • Содержание и характер работы • Сложность трудоустройства по специальности • Сфера деятельности • Любые другие важные для Вас требования 2. Определить степень значимости каждого требования. Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд. 3. Составить список интересных профессий Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере. 4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще. 5. Проанализировать результаты На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли. 6. Проверить результаты Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора. 7. Определить шаги к получению профессии Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Ещё один простой способ выбрать профессию Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка. Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше. Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей. Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств. Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом. Заключение Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала. Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. Наверх
Школьные мероприятия Профессия учитель Кем быть? Открытые уроки по профориентации Наверх
|