1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании:
· Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
· Приказа МО РФ от 09.03.2004 № с1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
· Приказом МОН РФ от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
· Учебным планом ГБОУ СОШ № 481.
1.2. Настоящее положение определяет статус, цели и задачи элективных курсов в ОУ.
1.3. Элективные курсы реализуются в школе за счет часов компонента образовательного учреждения.
1.4.Элективные курсы нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося. Они являются важнейшим средством построения их индивидуальных образовательных программ.
1.5. Школа принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем. Рабочие программы и тематическое планирование элективных курсов разрабатываются учителями и утверждаются директором ОУ.
1.6. Элективные курсы являются составной частью учебного плана школы и обязательны для учащихся 9, 10 – 11 классов.
1.7. Организация работы элективных курсов в школе предусматривает деление класса на подгруппы (при наполняемости класса от 25 человек).
1.8. Набор элективных курсов определяют сами учащиеся.
1.9. Переход с одного элективного курса на другой возможен по заявлению учащегося при отсутствии у него академической задолженности по первоначальному курсу.
2. Цель введения элективных курсов:
- удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника.
2. Задачи, решаемые при введении элективных курсов
- развитие содержания одного или нескольких учебных предметов;
- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации;
- овладение содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у учащихся;
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
- ориентация на индивидуализацию обучения, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ;
- дифференциация содержания обучения в соответствии с их интересами и возможностями;
- повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;
- создание условий психолого-педагогической комфортности при обучении в школе; формирование у выпускников школы самооценки, адекватной личным способностями возможностям;
4. Функции элективных курсов
Элективные курсы в школе выполняют различные функции:
· изучение ключевых проблем современности;
· «профессиональная проба»; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;
· ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
· дополнение и углубление базового предметного образования;
· дополнение и углубление обучения по профильным предметам.
5. Функции учителя – преподавателя элективных курсов.
Главная функция учителя – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.
Учитель – это эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущий в имитационной игре и тренинге; координатор и консультант при выполнении учебного проекта
6. Методы и формы обучения на элективных курсах.
6.1.Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
6.2. Методы и формы обучения определяются требованиями современного обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.
6.3.Основными приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:
· междисциплинарная интеграция;
· обучение на основе опыта и сотрудничества;
· учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальной, визуальной, кинестетической);
· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, метод проектов);
· моделирование элементов профессиональной деятельности.
7. Оценка результатов изучения элективных курсов.
7.1.По окончании изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончании:
· работа в творческой группе;
· работа с информацией;
· решение поставленной проблемы.
7.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.
· Текущий и итоговый контроль достижений учащихся в школе осуществляется по предметным элективным курсам в баллах (1,2,3,4,5).
. Текущий и итоговый контроль достижений учащихся в школе осуществляется по непредметным элективным курсам в зачетной системе.
7.3. Методы контроля текущей и итоговой успеваемости учащихся.
Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемость используются:
· наблюдение активности на занятии;
· беседа с учащимися;
· анализ творческих, исследовательских работ;
· результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ;
· бальная оценка.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения.
8. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
- элективные курсы могут быть записаны в классном журнале при наличии свободных страниц;
- элективные курсы могут быть записаны в специальном журнале при отсутствии страниц в классном журнале;
- при посещении курса по выбору учащимися разных классов список оформляется на одной странице в специальном журнале;
- в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях, результаты текущей и итоговой успеваемости;
- журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
8. Учебное и программно-методическое обеспечении преподавания элективных курсов.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется
с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения используются учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
< Предыдущая | Следующая > |
---|