Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Типология средств обучения:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари).
2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.).
7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
В школе имеются следующие технические средства обучения, достаточные для организации образовательного процесса в соответствии с обязательными требованиями:
• интерактивные доски;
• телевизоры;
• компьютеры;
• ноутбуки;
• мультимедийные проекторы;
• принтеры;
• многофункциональные устройства;
• магнитофоны;
• факсы.
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
• с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
• информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
• объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
Общение как средство воспитания:
• непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
• опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
• классные часы, школьные праздники и мероприятия.
Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
• выясняют условия совместного выполнения задания;
• организуют его взаимное обсуждение;
• фиксируют ход совместной работы;
• обсуждают полученные результаты;
• оценивают успехи каждого;
• утверждают самооценки членов группы;
• совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
• проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
• в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
• она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
• социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
• совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:
• дежурство по классу, школе;
• работа на пришкольном участке.
Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
• организационно-деятельностные;
• соревновательные;
• сюжетно-ролевые.
< Предыдущая | Следующая > |
---|