Главная

Сведения об образовательной организации

Новости

О лицее

Нормативные документы

Регламенты

Публичный отчет

Управление лицеем

Сопровождение

Питание

Инновационная деятельность

Опытно-экспериментальная работа ОУ

Аналитические документы

Достижения

ЕГЭ, ГИА

Педагогический коллектив

Классы

Начальная школа

Расписание

Поступающим в лицей

Родителям

Библиотека

ОДОД "Ритм"

Виртуальный музей

Сотрудничество

Гостевая книга

Контакты

Архив

Вакансии

Карта сайта

Информация о лицее на основе "Правил"


Назад



Риторика для лидера


Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.
Аристотель.


Умение выступать перед различными аудиториями, проводить успешные речевые коммуникации являются важными качествами современного человека и будущего руководителя. Как построить свою речь, чтобы она стала убедительной, яркой и запоминающейся? Как с помощью слов замотивировать своих одноклассников, друзей, людей, с которыми общаешься? Как преодолеть собственные страхи перед выступлением? Как эффективнее выступить с речью? Какие аргументы будут действенными? Этим и другим вопросам речевого взаимодействия посвящен курс «Риторика для лидера».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Практика показала, что большинство дошкольников среднего и старшего возраста не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

В этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Оно предполагает следование нормам литературного языка и “умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения” (Цицерон).

Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

Этот курс предполагает научить серьезным вещам, но методика всей работы задумана как увлекательное дело для детей и взрослых.

Педагог дополнительного образования Андреева Юлия Сергеевна