Учитель начальных классов Чаплыгина С.Н.
Учитель начальных классов Чаплыгина С.Н.

Чаплыгина Светлана Николаевна, учитель начальных классов высшей

педагогической квалификации. Стаж педагогической деятельности

27 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 



Значение и содержание этических бесед с младшими школьника

 

Формирование понятий о нравственности происходит на основе восприятия окружающих явлений, накопления фактов, которые способствуют созданию запаса образных представлений. Младший школьник получает много впечатлений из жизни семьи. Он постоянно слышит суждения родителей о поступках других людей, оценки этих поступков. Эти суждения ребенок соотносит с поступками своих родителей и видит, что между их суждением и поступками нет единства. Часто он встречается с тем, что нравственные требования, которые предъявляются детям, сами родители нарушают. Именно эти противоречия являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников.
Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми во время беседы, определяют как себя вести, с их помощью оценивается свое поведение и поведение других, определяется «что хорошо» , «что плохо». В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Важно, чтобы беседа проходила не только между активными детьми, умеющими свободно общаться среди сверстников (владеющих речью, эмоциями, умеющие сформулировать свою мысль),но и охватывала детей, у которых есть сложности в общении ( более замкнутых, малоактивных и т.д.)
Правильно сформированные нравственные понятия способствуют стремлению ребенка стать лучше, определяют, как надо себя вести. Проведение бесед одно из часто используемых форм воспитания ребенка.
Беседы по этическому воспитанию младших школьников обычно проводятся по нескольким направлениям:
1. О дружбе
(вопросы для обсуждения: - что такое дружба
- взаимовыручка
- отрицательные и положительные стороны в дружбе
2. О доброте, отзывчивости, скромности
( вопросы для обсуждения: - уважительное и заботливое отношение к младшим, страшим, сверстникам, родителям, пожилым людям
- жадность, черствость, бездушие
- добрые дела и поступки
- умение замечать кому нужна помощь
3. О справедливости
( вопросы для обсуждения: - что такое справедливость
- несправедливые поступки
- уважительное отношение к мнению окружающих
- настойчивость в защите своего мнения (справедливости)

4. О дисциплине и культуре поведения
(вопросы для обсуждения: - соблюдение правил личной гигиены
- проявления вежливости и приветливости к окружающим людям
- культура поведения в общественных местах
- правила дорожного движения
5. Об отношении к труду
(вопросы для обсуждения: - понимание значения слова «труд»;
- бережное отношение к своему и чужому труду
- умение работать сообща
- старательное выполнение своей части работы
- проявление организованности, дисциплинированности, умение помочь своему товарищу
6. О равнодушии и непримиримости ко злу
(вопросы для обсуждения: - что значит быть равнодушным?
- что такое зло?
- как избавиться от вредных привычек (обзываться, давать «клички», ябедничать и т.д.)
7. О бережном отношении к природе
8. О любви к Родине, патриотических чувств
(примерные темы для обсуждения: - «Моя Родина»
- «Как быть полезным своей Родине»

Каждое из данных направлений раскрывается в конкретных темах, начиная с самых простых и заканчивая более сложными, вводятся новые факты, новые признаки нравственных понятий. В ходе беседы учитель может опираться на литературные произведения, исходя из особенностей учащихся, уровня нравственной воспитанности, их жизненных наблюдений, имеющегося опыта, конкретных воспитательных задач. Материалы ко всем беседам можно располагать по плану:
1. Вопросы для обсуждения
2. Методические советы о проведении бесед
3. Литературные произведения
4. Иллюстративный материал
Подобный план проведения бесед определяет лишь направление содержания этих бесед и помочь воспитателю в разработке самостоятельной творческой деятельности.

 
Работа над художественным произведением по теме «Красива русская осень»

 


Основным материалом для чтения младших школьников являются художественные произведения: рассказы, стихотворения, очерки, отрывки из повестей6 а также научно-популярные статьи, пословицы, поговорки, сказки, басни. При проведении анализа художественных произведений необходимо добиваться того, чтобы дети их в единстве содержания и формы, правильно оценивали характеры и поступки действующих лиц, выражали свое отношение к событиям и героям произведений, умели различать жанры произведений по некоторым существенным признакам, например: басню – по нравоучению и аллегории; сказку – по занимательности сюжета, чудесными превращениями, борьбе добрых и злых сил.
При работе над художественным произведением развивается и закрепляется умение работать с текстом: самостоятельное составление плана рассказа или статьи, краткая, подробная или выборочная передача содержания прочитанного. Использование творческого подхода, учет особенностей данного ребенка, учитывать конкретные условия работы.
Примерные методические рекомендации к проведению занятия по теме «Красива русская осень» на основе произведения И.Бунина «Листопад»
Лучше всего начать изучение с экскурсий в природу. Во время экскурсии необходимо обратить внимание детей на краски осеннего леса, на то6 как изменились деревья, небо, трава, прислушаться к шорохам, звукам осеннего леса и сравнить их с летом. Предложить описать детям то или иное дерево, используя в речи определения: стройная, нарядная, разноцветная и т.д. Здесь же можно прочитать стихотворение И.Бунина «Листопад» и обратить внимание на то, какие краски в лесу заметил автор, сравнить с тем, что видим сейчас. Все это создаст детям на экскурсии определенное настроение, даст им возможность прочувствовать красоту природа в осеннее время и конечно не оставит равнодушным к ней. Во время экскурсии можно собрать листья, веточки для проведения занятий.
Далее работа продолжается в школе. Поскольку дети уже знакомы с данным стихотворением работу над стихотворением можно начать с работы над выразительностью чтения (наметить паузы), выборочного чтения по заданным вопросам. Затем коллективно обсуждается правильно смысловых пауз: в первых четырех строках автор подчеркивает цвет леса, необычность, нарядность, поэтому выделяются паузой слова «лиловый», «золотой», «багряный»
Следующая пауза следует, где автор переходит к описанию картин (описание берез, описание елочек). Пауза делается в начале и в конце этой строки, поскольку дальше говорится о просветах и небе. Заключительные две строки этой части стихотворения до многоточия также отделяются паузой от всей части, так как уже говорится о лесных запахах. Так постепенно стихотворение разбивается на смысловые микротемы, которые отделяются друг от друга паузами. После того, как будет проведен такой анализ, стихотворение прочитывается целиком каждым ребенком. Выясняется правильно ли определен тон, почему его необходимо читать спокойно, ровно. При следующем самостоятельном чтении дети выделяют слова, которые несут в себе логическое ударение, например в первом четверостишии – лес-терем. Логические ударения легко находятся самостоятельно. В заключении дети читают стихотворение выразительно и отвечают на вопросы: какая главная мысль в это стихотворении? Что нам хотел сказать автор? В дальнейшем можно предложить выучить стихотворение наизусть.

 
Достижения учащихся

 

 
Детские работы
  1.  Работа Лоншаковой Анастасии: "Что я знаю о личных местоимениях".

  

 

 
Игра в ЦДДЮТ "Безопасность от А до Я"

  

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2
Как создать школьный сайт.

Полезные ссылки