Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
 

Версия для слабовидящих

Увеличение - Ctrl+ Уменьшение - Ctrl-

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Основной особенностью предлагаемой системы является то, что в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонематического анализа и обучением чтению и письму. Второй особенностью является выявление длительного периода со специфическим содержанием, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте. 

Остановимся несколько подробнее на содержании обучения. Длительность подготовительного периода 3 месяца. За это время у детей постепенно воспитывается готовность к анализу слов простейшей слоговой структуры. Основной единицей обучения в это время является отдельный звук, и звук, выделенный из состава слова. Дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный звуковой фундамент, дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. И ставится задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей. В случае затруднений дети зрительно воспринимают собственную артикуляцию и артикуляцию логопеда.         Разработана определённая последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа:

- умение выделять начальный гласный звук из состава слова,- умение выделить заданный звук в начале, середине и конце слова,

- анализ ряда состоящего из 2 – 3 гласных,

- анализ и синтез обратного слога,

- (позже) выделение гласного из положения после согласного,- упражняются в анализе и синтезе прямых слогов. 

Дети учатся правильно употреблять термины: «звук», « слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Период обучения длится 5 месяцев (с декабря по апрель). К уже знакомым добавляется термины «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».На всех этапах букварного периода обучения используются устные упражнения, направленные на анализ слов, постепенно усложняющихся звуко – слогового состава, которые предваряют упражнения с буквами.          

По возможности  развития и правильного звуко произношения, далее знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (т.е.  с – ш,  с – з, п – б и др.)        

Наиболее специфичным является начальный этап букварного периода обучения. В это время единицей обучения становится слово. Дети учатся делить слова на слоги. Они узнают, что в слове может быть несколько частей. В качестве опоры используется схема слова.  Следующая ступень обучения –  овладения звуко-слоговым анализом и синтезом слов, т. е знания детей о звуковом составе слов (полученные во время подготовительного периода обучения); умением разделять слова на слоги. Дети учатся составлять схемы не только слов, слогов. А также дети упражняются в звуко-слоговом анализе слов, узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук. Проводятся упражнения в чтении слов. Чтение слогов и отдельных слов занимают значительное место в обучении. Постепенно вводится слова более сложного слогового состава. При этом устный анализ слов каждый новый слоговой структуры  предварительно отрабатывается в произношении. В этот же период, детьми усваивается навык анализа, выкладывания, письма и чтения предложений, а несколько позднее – чтение небольших текстов.        

Учитывая все особенности речевого развития детей, особое внимание в процесс обучения следует  обратить на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Вводится ряд специальных, постепенно усложняющихся приёмов, служащих как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. 

Приведем примеры.      

Детям предлагается читать слова разделённые чертой, обозначающие подлежащие и дополнение. Вместо черты дети устно подбирают подходящие по смыслу сказуемые (слова – действия) например, Катя – мишку.  Чтобы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несёт, любит, возит, купает, покупает и т.п.) надо правильно прочитать слова и понять отношение между ними.Для чтения даются пары слов, одно из которых являются определённой формой глагола, другое – глаголом третьего лица единственного или множественного числа, например – гулять, (при закреплении навыка чтения слов с мягким знаком) Ребёнок должен прочитать каждое из слов, устно составить с ним предложение. Надо прочитать предложение, а затем составить аналогичное, употребив слова в уменьшительной форме (при закреплении навыка чтения слов с разделительным мягким знаком), например: Птицы вьют гнёзда. Птички вьют гнёздышки.Немаловажную роль как для понимания прочитанного, так и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода обучения.Обучение детей требует постепенного усложнения предлагаемого для усвоения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения, для чего необходимо использовать разнообразные методические приёмы и различные пособия.         

В процессе решения всевозможных задач, связанных с усвоением детьми звукового и слогового состава слов, могут быть использованы игры, загадки, кроссворды.В процессе обучении дети овладевают правильным звукопроизношением, подготовительной группе) чтением в пределах букваря, правильным пониманием прочитанного, умением ответить на вопросы логопеда полным ответом по содержанию прочитанного, пересказать тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать отдельные слова различного звукового состава и предложения. 

Предусматриваются занятия по 20 -25 минут. Один (два) раза  в неделю. Шесть раз в месяц. Всего в течение 7 месяцев, с октября по апрель месяц. Группы предусматривают численность 4 - 6

Обновлено 20.10.2013 07:19  

Главное меню

Кто он-лайн

Сейчас 32 гостей онлайн

Статистика

ОС : Windows
PHP : 5.2.17
MySQL : 5.0.18-nt
Время : 18:52
Кеш : Выключен
GZIP : Выключен
Пользователи : 589
Статьи : 213
Просмотры материалов : 259635

Авторизация


Полезные ссылки